Мельникова Светлана Евгеньевна
Преемница Алисы Аксеновой на посту генерального директора Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова, наверное, обречена на сравнение со своей предшественницей. И хотя развитие музейного дела в регионе зависит далеко не только от того, кто руководит ВСМЗ, многие оценивают работу Светланы Мельниковой именно через призму того, что было сделано Аксеновой.
Между тем, Светлане Евгеньевне, наверное, во многом сложнее, чем Алисе Ивановне. «Музейная империя» Владимирщины создавалась в годы СССР, при сильной государственной бюджетной поддержке, а кроме того, несколько десятилетий назад ни Алиса Аксенова, ни тогдашние ученые и чиновники от культуры и помыслить не могли, что отделенная от государства церковь будет претендовать хотя бы на малую долю некогда принадлежавшего ей имущества.
На бумаге церковь от государства отделена по-прежнему, но времена сильно изменились. И сегодня Светлана Мельникова, судя по некоторым ее интервью, считает одной из главных проблем выстраивание отношений с РПЦ. Сравнительно недавно музейщики и церковники «рубились» по поводу фресок работы Андрея Рублева в Успенском соборе Владимира. Позиция РПЦ, которую озвучил, в частности, «рупор» Московского патриархата Чаплин, заключалась в том, что фрески были «загублены» реставраторами советских времен, а церковь, будь у нее хотя бы часть денег, выделенных музею на реставрацию, уж точно спасла бы реликвию. И если в споре о фресках здравый смысл, вроде бы, победил, а музей и епархия договорились о том, как рублевское наследие должно сохраняться (по крайней мере, на словах), то в новой истории на стороне РПЦ оказались уже и государевы люди – региональное управление Росимущества. Напомним, именно Росимущество в свое время преуспело на почве отъема святых мощей у Русской православной автономной церкви в пользу РПЦ, а теперь чиновники решили забрать, опять-таки, для церкви, у ВСМЗ здание Георгиевской церкви в Гусь-Хрустальном, где располагается Музей хрусталя.
Светлана Мельникова возмутилась – как и куда музейщики должны вывезти более 12 тысяч экспонатов музея? По ее словам, в 90‑е годы ВСМЗ передал церкви (православной, старообрядческой и католической) 15 памятников архитектуры, и вправе рассчитывать на более мягкое отношение. «…Сейчас возникает ощущение, что на место КПСС претендует РПЦ», заявила Мельникова в интервью владимирской газете «Молва».
Вдобавок к проблемам с церковниками, к числу «головных болей» гендиректора ВСМЗ стоит отнести и такие типичные для российской культуры, как нехватку средств и помещений. Да и само музейное хозяйство, в котором в совокупности насчитываются более 400 тысяч экспонатов, тоже предмет постоянного беспокойства Мельниковой. «Когда в музее санитарный день, я должна просто принимать валидол! Потому что каждую вещь хранители моют (как говорят музейщики – обеспыливают), но ведь они живые люди, могут уронить, а вещи бывают такие хрупкие...», – рассказала Мельникова все в том же интервью «Молве».
Как будут выглядеть музеи Владимирской области лет, скажем, через десять – в такой ситуации, наверное, не знает никто. Светлана Мельникова уповает на взвешенную политику государства в области развития музейного дела. Мы от себя добавим – пусть государство хотя бы не мешает музейщикам.