ПРОЕКТ ВРЕМЕННО ЗАМОРОЖЕН

Власть

ПРОИтоги-2013: Экономика

Как уже говорилось в первом выпуске «ПРОИтогов», политика нередко идет рука об руку с экономикой. Неудивительно, что, начав разговор об основных, на наш взгляд, событиях в экономической жизни Владимирской области, мы будем периодически ссылаться на заявления или действия ведущих политиков региона. А точнее – одного ведущего политика, такой уж вышел год, что все привычные «топовые» фигуры оказались немного в тени.

Короткий период в начале года, когда у руля в регионе еще был Николай Виноградов, как-то обошелся без помпезных открытий новых предприятий и прочих признаков «устойчивого экономического развития» и «привлекательного инвестиционного климата». Оно и понятно – уходящему губернатору это было совершенно ни к чему. Светлана Орлова же, став хозяйкой Белого дома, не только занялась кадровыми перестановками, но и сразу взялась за экономику – в своем неповторимом стиле.

Все началось с местного пищепрома – Светлана Юрьевна удивилась отсутствию владимирских продуктов питания во владимирских же магазинах. Удивление вылилось в кампанию под лозунгом «Покупай владимирское! Покупай свое!». Примечательно, что ровно за 80 лет до этого, в марте 1933 года, по инициативе президента США Гувера был принят так называемый «Buy American Act», направленный на поддержку американских производителей в своей стране – ну это так, к слову. Вернемся в регион-33.

Итак, старт кампании по поддержке и продвижению товаров местного производителя был дан, при этом мнением продавцов особо никто не интересовался. О том, что скоро полки и маленьких магазинчиков, и больших супермаркетов начнут ломиться от товаров, произведенных во Владимирской области, говорилось так много, что обеспокоился даже российский премьер Дмитрий Медведев. На съезде «Единой России» весной этого года он предостерег руководителей субъектов федерации от так называемого «регионального сепаратизма». Во Владимирской области намек поняли, кампанию срочно переименовали в «Покупай владимирское! Покупай российское!», но продвигать продолжили именно владимирское, а не российское в целом. К сентябрю, по данным официальной статистики, число магазинов, торгующих владимирскими продуктами, выросло втрое и составило 70% от общего числа торговых точек региона. О том, насколько выросли продажи владимирской продукции, статистика умалчивает.

Одновременно с продвижением местных производителей на внутреннем рынке Орлова заявила, что намерена удивить качеством местной продукции и другие российские регионы – в частности, видавшую многое Москву. В ноябре соглашение о сотрудничестве между Владимирской областью и столицей было подписано. По уверениям губернатора, в будущем в Москве появятся «Владимирские ряды» – торговый комплекс, где будет продаваться наша продукция. Пока об открытии такого центра никакой конкретной информации нет, но и о том, что его не будет, также не сообщалось.

Вообще, соглашений об экономическом и ином сотрудничестве в этом году было подписано немало – кроме Москвы и раньше нее, в августе, аналогичный документ подписал питерский губернатор Георгий Полтавченко. Стороны заявили о намерении вместе работать в машиностроении, продвижении наукоёмких и энергосберегающих технологий, фармацевтической промышленности. Кроме того, Георгий Полтавченко пообещал прислать во Владимир питерских строителей, а взамен попросил наладить поставки в Санкт-Петербург экологически чистых продуктов питания производства нашего АПК.

В августе же регион подписал долгосрочное – до 2020 года – соглашение о сотрудничестве с «Россельхозбанком», по условиям которого РСХБ должен оказать финансовую поддержку нашему сельскому хозяйству, особенно – в части внедрения новых технологий. Но куда более масштабным и серьезным стал союз Владимирской области и «Сбербанка». Председатель правления «Сбербанка» Герман Греф приехал к нам еще в июле. Итогом визита стало рассчитанное на пять лет соглашение о сотрудничестве, предусматривающее участие банка в реализации инвестпроектов на территории региона, поддержке малого и среднего бизнеса, ипотечном кредитовании и строительстве; кроме того, «Сбербанк» обещал сотрудничать и в сфере финансового обслуживания органов государственной и муниципальной власти.

Не прошло и двух месяцев – Владимирская область подписала соглашение уже с ЗАО «Сбербанк Лизинг», одной из крупнейших лизинговых компаний страны. В этом документе речь шла уже о сотрудничестве в деле перевода автотранспорта на газомоторное топливо (в августе соглашение о создании сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций и многотопливных заправочных станций было подписано с компанией «Газпром газомоторное топливо»).

Но и на этом сотрудничество региона со «Сбербанком» отнюдь не закончилось – в октябре в областном центре был открыт «сберовский» Центр развития бизнеса. Предполагается, что этот специализированный офис «Сбербанка» будет заниматься комплексным обслуживанием предпринимателей, предоставлять им расширенную линейку продуктов и услуг банка, а также консультировать бизнесменов и проводить для них семинары и тренинги.

Ну и, наконец, нельзя не упомянуть о декабрьском соглашении «на троих» – между обладминистрацией, опять-таки «Сбербанком» и ювелирным заводом «Адамант». Предметом соглашения стало строительство во Владимире отеля «Hilton». Детали договоренностей не раскрываются, пока не названо даже место, где расположится новый отель.

Все названное, с определенными оговорками, можно занести нашему региону в актив. В пассиве, безо всякого сомнения, окажется осенняя уборочная кампания, ставшая серьезнейшим испытанием даже для наших аграриев, годами работающих в условиях так называемого «рискованного земледелия». Затяжные дожди привели к тому, что сельхозтехника, даже исправная и обеспеченная топливом, просто не смогла работать в полях. Спасать гибнущие посевы отправили студентов, солдат, чиновников – в общем, если когда-нибудь выражение «битва за урожай» и не выглядело как преувеличение, то это именно в 2013 году.

В этой битве регион, естественно, понес потери – в сентябре площадь погибшего урожая оценивалась в 28,22 тыс. га, а денежные потери села – более чем в 650 млн рублей. В октябре финансовые убытки предприятий АПК оценили уже в 707,9 млн рублей, а площадь, на которой погибли сельскохозяйственные культуры, выросла до 31,7 тыс. га. Число пострадавших от дождей хозяйств перевалило за сотню. Белый дом выделил потрепанному непогодой аграрному сектору 100 млн рублей из областного бюджета и обратился в Минсельхозпрод и Минфин за предоставлением кредита в 200 млн рублей – на те же цели.

Тем удивительнее то, что по итогам уборочной кампании потери урожая, в общем, не выглядели катастрофическими. Это не относилось к зерну, которого убрали едва ли не в половину меньше, чем в прошлом году. Зато потери картофеля составили лишь 12,6%, а что касается овощей – так их собрали даже больше чем раньше, на целых 4,4%. Голодать не придется.

Суммируя общие впечатления от прошедшего года в экономике, можно сравнить их с калейдоскопом – много достаточно ярких картинок, которые пока не складываются в единое целое. За разговорами о брендировании, продвижении, выставках, высоких технологиях не просматривается единая стратегия развития. Впрочем, учитывая кардинальные изменения во властных структурах, иного ожидать, наверное, и не стоило.

Back to top button