Этот день в истории Владимира: 2 января
2 января 1876 года приступил к обязанностям Владимирского губернатора Осип Михайлович Судиенко.
Утвержден в должности в августе того же года. Осип Судиенко принадлежал к дворянскому роду, происходившему из древнего города Стародуба. По сведениям Брокгауза, род пошел со второй половины XVII века от стародубского полкового судьи Андрея Ивановича. От него и произошла фамилия Судиенко. А ее украинский тип связан с географическим положением Стародуба – до революции в Черниговской губернии, ныне в Брянской области
Статский советник Осип Михайлович Судиенко, имевший ряд придворных чинов – камер-юнкера, шталмейстера, пробыл в должности Владимирского губернатора до 1892 года и связан со многими инициативами и событиями того периода во Владимире.
Например, по данным журналиста-краеведа Дмитрия Артюха, именно Осип Судиенко впервые подал идею открыть водное сообщение по Клязьме из Москвы до Нижнего Новгорода. Губернатор в своем отчете жаловался на сокращение судоходства выше Владимира из-за обмеления и засорения русла и предлагал заняться очисткой фарватера.
В феврале 1891 года в Губернскую строительную Комиссию от верующих была подана просьба о выделении участка земли во Владимире под строительство часовни, которая была бы возведена по католическим канонам и освящена по римско-католическому обряду. Строительная Комиссия передала эту просьбу владимирскому губернатору Осипу Судиенко и получила от него утвердительный ответ.
Сохранился документ с поручением губернатора Судиенко: «При сем препровождаю в Строительное отделение утвержденный Министерством план, разрешенный к сооружению на одной из боковых улиц города римско-католической каплицы, предлагая за постройкой сего здания иметь технический надзор». Так в городе и появился католический храм Святого Розария Девы Марии в Куткином переулке (ныне улица Гоголя).
2 января 1907 года Владимирское губернское правление зарегистрировало общину старообрядцев «безпоповщинского поморского брачного согласия», проживающих в слободе Мстёре и нескольких деревнях Вязниковского уезда, «с распространением деятельности ея на деревни Пивоварову, Андреевскую, Ильино и Иваньково Судогодского уезда».
Путь к выходу из подполья для старообрядцев открыл именной высочайший указ Николая II «Об укреплении начал веротерпимости» в апреле 1905 года и указ «О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин» (октябрь 1906 года).
Мстерский краевед Владимир Борисов ссылается на данные владимирской периодической печати того времени. Из них следует, что беспоповская поморская община с центром во Мстере – «первая легализированная на основании нового положения о старообрядцах старообрядческая община во Владимирской епархии».
В самом Владимире были более влиятельны старообрядцы-поповцы белокриницкого согласия. Они вскоре добились разрешения на строительство своей церкви – красной Троицкой у Золотых ворот.
2 января 1927 года в очередной раз был арестован епископ Ковровский святитель Афанасий (Сахаров), викарий Владимирской епархии, после чего он был осужден на три года лагерей.
Святитель вел подробную хронику своих арестов и сроков. В его записках есть данные об аресте ровно за год до того: «Арестован 2 января 1926 г. Освобожден 2 марта 1926 г. Предложено уехать из Владимира или прекратить управление Епархией. Отказался оставить вверенную мне Епархию — декабрь 1926 г.»
Епископа Афанасия периодически арестовывали уже несколько лет подряд, но учитывая его популярность в народе, большевики вынуждены были его выпускать. В 1925 году Афанасий вернулся из первой ссылки в Зырянский край.
Арест 2 января 1927 года с заключением в Бутырскую тюрьму в Москве обернулся первым большим сроком для епископа Ковровского – тремя годами в Соловецком лагере. А уже оттуда св. Афанасия этапировали в 1930 году в Туруханский край еще на 3 года. Репрессиям священноисповедник Афанасий подвергался с тех пор еще более 20 лет.