История городаСтроения

Памятник равноапостольному князю Владимиру и святителю Феодору

Памятник крестителям Владимирской земли равноапостольному князю Владимиру Красное Солнышко и святителю Феодору высится на смотровой площадке парка (бульвара) имени Пушкина на 50-метровой высоте над рекой Клязьмой. Сам бронзовый монумент конного князя с хоругвью в руке и пешего епископа вместе с массивным постаментом – 14-метровой высоты и хорошо виден уже с моста через Клязьму. Открыт памятник 28 июля 2007 года.

Этот памятник стал самым весомым аргументом в пользу церковной версии основания Владимира в 990 году самим крестителем Руси князем Владимиром. Хотя его открытие было приурочено к более достоверному событию – 850-летию перенесения столицы Руси из Киева во Владимир.

Герои и предание

Памятник запечатлел легендарный эпизод, который, по преданию, произошел во время северного похода князя Владимира. Князь – креститель Руси – обратил внимание на далекий северо-восток, где древнейшими городами были Ростов и Суздаль. Святитель Феодор, грек, считается первым епископом Ростовским и Суздальским, рукоположенным в 990 или 992 году.

Правда, сопротивление христианизации было таким сильным, что Феодора из Ростова изгнали – по одной версии в Суздаль, по другой – он и вовсе был вынужден вернуться в родную Грецию.

Был ли основан Владимир? Для церкви это бесспорно, а историки задаются вопросами – если город был основан в конце X века, почему он нигде не упоминается в течение всего следующего столетия и почему при раскопках во Владимире так и не найден культурный слой ранее XII века?

1000-летие Владимира – скорее всего легенда, но памятник-то ей стоит!

И на нем есть другие герои, кроме двух главных – в барельефах на постаменте изображены владимирские святые. Так автор и преемственность показал, и заполнил изображениями стороны высокого постамента, который издали хорошо смотрится, а вблизи отдаляет главные фигуры от зрителей.

Скульптор Сергей Исаков

Кстати, об авторе. Им стал плодовитый скульптор из города Батайска Ростовской области заслуженный художник России Сергей Исаков. Собственно, он стал известен как живописец. А как скульптор оказался очень востребованным и «раскрученным» с начала нынешнего столетия. И создал уже десятки памятников святым и гражданским героям во многих городах России и Зарубежья. На Камчатке стоят его святые Петр и Павел, на Чукотке – самый большой в мире бронзовый Николай Чудотворец высотой 6 метров, в Бийске – конный Петр I, пешие святой Макарий и Петр и Феврония, в родном Батайске – Андрей Первозванный. В Ростове-на-Дону хвалят его памятник чернобыльцам. Список уже очень длинный и пополняется ежегодно.

Исаков – любимец предыдущего и нынешнего патриархов. Алексий II наградил его несколькими орденами, Кирилл сравнивает его скульптуры с иконами. Стиль Сергея Исакова отличается тонкой деталировкой. Говорят, ваятель даже использует инструменты зубного врача.

Художник от бога – это типичный отзыв о нем, а вдохновляет его молитва. Рассказывают также, что недавно у митрополита Омского бюст Спасителя работы Сергея Исакова замироточил, что подтверждено грамотой владыки.

При этом немаловажно, что за скульптором Исаковым идут и деньги. Его работы финансирует московский Благотворительный Фонд Святителя Николая Чудотворца, основанный Алексием II в 2002 году. Фонд серьезно вложился и в создание памятника работы Сергея Исакова во Владимире.

Так что победа именно этого скульптора в конкурсе вполне объяснима. Памятник во Владимире стал одной из самых значительных его работ. Как рассказывал сам скульптор, рассматривалось два варианта памятника. Предполагалось, что святой князь Владимир будет пешим в воинском облачении, или на коне, с хоругвью в руке. Остановились на втором варианте. Воинскую одежду заменили на светскую.

Благоустройство

Для установки такого солидного памятника – главного монументального детища администрации города при мэре Александра Рыбакове – был благоустроен весь парк (бульвар) Пушкина, особенно смотровая площадка, на которой высятся князь Владимир и святитель Феодор.

Часто там проходят церковные церемонии, которые перемещаются к памятнику из Успенского собора.

В остальное время это излюбленное место прогулок горожан и гостей города. И гостям Владимира, наверное, трудно представить, что еще в 90‑е годы здесь был вход на открытую дискотеку – весьма злачное место.

Back to top button