Этот день в истории Владимира: 19 января
19 января 1850 года во Владимире родился Николай Казанский — ботаник-флорист, краевед, один из учредителей Владимирского общества любителей естествознания.
Интересно, что этот удивительно терпеливый ботаник и собиратель гербариев оставил наиболее глубокий след в науке исследованиями растений в окрестностях Владимира. Его главный труд называется «Список растений окрестностей губернского г. Владимира и его уезда по наблюдениям с 1869 по 1904 г.»
И он еще успел незадолго до кончины выпустить «Первое добавление к списку растений окрестностей г. Владимира по наблюдениям 1904 — 1910 гг.». И это не просто описание более 800 растений из оврагов, полей и лесов вокруг Владимира – а серезный экологический и географический анализ этих мест.
Владимирскими травками и деревцами Николай Казанский увлекся еще в гимназии, когда его учитель водил класс на природу близ Владимира на занятиях по естественной истории. И ничто Николая уже от владимирских растений не отвлекло: ни исключение естественной истории из гимназического курса, ни учеба в Москве в академии (будущей Тимирязевской), ни работа в Московской гимназии, ни даже значительный отрезок жизни с 1877 по 1893, прожитый в Торжке. Каждое лето он отправлялся изучать и собирать растения Владимирского уезда!
Он поразил ученых еще своими гимназическими гербариями.
А более поздние гербарии Казанского помогли профессору Московского университета Цингеру составить «Сборник сведений о флоре Средней России». До сих пор, говорят, материалы Казанского хранятся в гербарии МГУ.
Во Владимире Николая Казанского знали все образованные люди: осев окончательно в родном городе в 1893 году, выдающийся ботаник до самой смерти в 1914 году был уездным инспектором народных училищ Владимирской губернии. Параллельно вместе с другими краеведами основал Владимирское общество любителей естествознания. В сборниках «Трудов» общества и выходили исследования Казанского.
И все это притом, что еще в 1869 году он серьёзно повредил правую руку, едва не умер и всю жизнь не мог действовать этой рукой.
Исследователь его жизни и трудов А.Серёгин сообщает также, что Николай Казанский нашел уникальные, более не встречавшиеся ученым растения в окрестностях Владимира, например, орхидею (Liparis loeselii) близ одного из озер и степную вишню (Cerasus fruticosus) в пойменных дубравах Клязьмы.
19 (6 по старому стилю) января 1894 года, в праздник Крещения скончался епископ Владимирский и Суздальский Феофан (Говоров), известный всем православным как знаменитый святитель Феофан Затворник.
Сколько все-таки удивительных личностей прошли через владимирскую архиерейскую кафедру! Вот и епископ Феофан решил в 1866 году удалиться затвор в Успенскую Вышенскую пустынь именно будучи епископом Владимирским и Суздальским.
Что его подвигло? Внутренние мотивы таких подвижнических порывов рационально не всегда объяснишь.
Владимирская епархия была очередным этапом церковной карьеры Феофана с 22 июля 1863 года. Он запомнился во Владимире тем, что основал женское епархиальное училище (оно и сейчас работает в Успенском Княгинином монастыре). То есть, очевидно, был архиереем прогрессивных взглядов.
Но не проходит и трех лет, как он подает в Священный Синод прошение об увольнении его на покой с правом пребывания в Успенской Вышенской пустыни (ныне в Рязанской области). А ведь Феофану тогда исполнился всего лишь 51 год. Для епископа – не возраст.
Да что там Владимирская кафедра! Феофан вообще потерял интерес к ступеням церковной иерархии. В одном из писем у него есть такая мысль: «Вы меня называете счастливым. Я и чувствую себя таковым, и Выши своей не променяю не только на Санкт-Петербургскую митрополию, но и на Патриаршество, если бы его восстановили у нас и меня назначили бы на него. Вышу можно променять только на Царство Небесное».
Сходный поступок верующие припомнили только у святителя Тихона Задонского, который за 100 лет до Феофана покинул Воронежскую кафедру ради безмолвной жизни.
Затвор до конца жизни и труды, которые он в своей изолированной келье написал (книги, письма), – все это прославило бывшего владимирского епископа настолько, что в 1988 году Феофан Затворник был канонизирован. Объем и качество его работ очень высоки.
Писал он просто и доступно, его сочинения постоянно переиздаются. И сегодня многие православные календари не обходятся без цитат из кропотливого труда Феофана Затворника «Мысли на каждый день года».
В затворе в своей любимой «Выше», Вышенской обители, он и скончался. Там и похоронен – во Владимирском приделе Казанского собора.
19 января 1989 года, 25 лет назад, во Владимире, как и во всей стране, завершилась последняя Всесоюзная перепись населения.
Январский календарь то и дело напоминает о переписях, потому что они на стыке лет традиционно и проводятся. А перепись-1989 это уже такая история, в которой переписчиком «повезло» участвовать и мне, тогда – студенту пятого курса истфака Владимирского пединститута.
Сессия в разгаре – но дело было государственное. Так что сняли и направили студентов. Зато пятерку за экзамен по научному коммунизму профессор Евликов поставил автоматом.
Пришлось нелегко: обойти два или три многоквартирных 9‑этажных дома на улице Балакирева и на кажого в семье в каждой квартире заполнить листы. На плече – коричневый жесткий квадратный портфель, чтобы не мялись переписные листы.
Не помню случая, чтобы не пустили в какую-то квартиру. Зато помню, что людей тогда особенно удивляло: нам, переписчикам, запретили требовать у них паспорт. Они сами его совали. А мы: нет, не надо! И все сведения заносили в листы только со слов людей. И про возраст, и про национальность, и про состояние в браке. Чудо демократии.
Во Владимире мы тогда насчитали, как потом выяснилось, 349 702 жителя.
Интересное число. Сегодня, спустя 25 лет, во Владимире по-прежнему около 350 тысяч жителей. И это после присоединения к городу Юрьевца, Энергетика, Оргтруда, Коммунара и других поселений.