Ноябрь 1988-го: «Кто виноват, что мыло — дефицит?»
Обзор владимирской прессы за ноябрь 1988 года получился проблемным. Жалобы и недовольство в письмах читателей, гневные статьи — чуть ли не на каждой странице «Призыва» то по одному, то по другому поводу. Хотя объяснить подобный настрой можно — все-таки перестроечное время, легким его не назовешь.
Вот что волновало владимирцев четверть века назад.
«Что покупаем?», письмо пенсионера А. Русакова, опубликованное в газете «Призыв» 3 ноября 1988 года.
«Купил в магазине плодовощторга 5 килограммов картофеля. И стал дома чистить, обнаружил в нем гнилость, сразу пришлось выбросить более половины купленной продукции. И это уже не в первый раз и не только со мной случалось. Многие жители жалуются на поступление в магазины недоброкачественной продукции. Если сравнить с прошлым годом, то были ссылки на дожди. В этом году стояло прекрасное сухое лето и золотая осень, но положение с картофелем остается весьма печальным.
Мы вынуждены покупать по сути дела гнилой товар, неся вынужденный убыток из своего семейного бюджета. В момент массового сбора картофель сегодня на базаре в цене 50 коп. за килограмм. Покупаем в магазине за 18 коп., но это оборачивается ценой не ниже базарной. Помойки загружены гнилым картофелем. Магазины не дают никаких скидок на гниль и грязь, приходится все оплачивать деньгами, которые не так велики, особенно у пенсионеров. Как выходить из ненормального положения с основным продуктом питания — картофелем?»
Вот письмо другого читателя, о проблемах Дворца пионеров и школьников (теперь он называется Дворцом детского и юношеского творчества). Обратите внимание на фото — ребята занимаются в компьютерном классе. Сейчас это звучит удивительно, но 25 лет назад домашний компьютер был большой редкостью.
«Дворцовые проблемы», письмо учителя А. Дмитриевского. Напечатано в газете «Призыв» 16 ноября 1988 года.
«Во Дворце пионеров и школьников работают 308 кружков. Понятно, что перечислить все нет возможности, но некоторые можно и нужно указать: «Юный техник», «Юный зоолог», аквариумистов, макраме, резьбы по дереву, моделирования одежды и другие. В кружках и студиях занимаются около 4 500 учащихся школ города. Здесь можно встретить и старшеклассников.
Во Дворце пионеров работает школа юного вожатого, 150 старшеклассников обучаются теории и практике пионерской работы, каждого руководителя кружка методический отдел ориентирует на связь с классным руководителем.
У коллектива есть проблемы, которые очень мешают работе. Проблема кадров, материально-техническая база требуют самого пристального внимания. Работники бегают, что называется, «с протянутой рукой» на базы, в горпромторг. Невозможно приобрести оборудование без большого нажима со стороны партийных и советских органов.
308 кружков требуют оснащения. Директор Т.А. Савина предлагает создать торговые точки и комплексы, где можно было бы приобрести все — от телескопа до теннисной ракетки. Эта проблема союзного масштаба. Сегодня Дворцу требуются видеотехника, швейные машины, спортинвентарь и т.д.
Дворец пионеров имеет контакты с 23 предприятиями города и учреждениями. Помогают, к сожалению, немногие: «Электроприбор», ящурный институт, фабрика художественных изделий.
Вопрос транспортного сообщения вызывает озабоченность и администрации, и в большей степени родителей ребят. Автор этих строк добирался из восточного района вместе с ожиданием автобуса №11 1 ч. 20 мин. Многовато!
Вот такие дворцовые проблемы».
Те, кто жил в 80‑х, помнит и пустые полки в магазинах, и очереди за товарами народного потребления. Осенью 1988-го года в ситуации пыталась разобраться газета «Призыв» в лице корреспондента Е. Склярова. Последний озадачился вопросом — кто в ответе за то, что владимирцы не могут купить обычное мыло?
Сегодня, кстати, Евгений Скляров является главным редактором газеты «Молва».
«Кто виноват в том, что мыло сегодня — дефицит?», статья в «Призыве», номер от 26 ноября 1988 года.
«…Магазин №53 «Промтовары» на проспекте Строителей в областном центре. Мыла нет: ни дорогого, ни дешевого. По словам директора В. Кузнецовой, последний завоз был 20 октября.
- Примерно в сентябре мы заметили, что спрос на мыло увеличивается, особенно быстро раскупались дешевые сорта, – поясняет директор.
Другой собеседник вашего корреспондента — директор магазина № 5 «Людмила» В. Романова высказала такую точку зрения:
- Раньше в Москве продавалось в основном импортное мыло. Теперь я его на прилавках там почти не вижу. Значит, в столицу больше идет отечественного товара, а к нам соответственно меньше.
В разговор вступает главный товаровед Владимирского горпромторга А. Полянская:
- Не будем предполагать, – сказала она, – вот цифры.
Цифры, названные Антониной Кирилловной, отражают ситуацию только по Владимирскому горпромторгу. Но они позволяют сделать определенные выводы…
В прошлом году поступило 155 тонн на 240 тысяч рублей (в розничных ценах). В этом году за десять месяцев — 115 тонн на 253 тысячи. Всего же по фондам года горпромторг должен получить 135 тонн на 299,5 тыс. рублей. Из этих цифр видно, что и мыла поставлено меньше, и заметно больше в этих поставках дорогих сортов… Происходит, как принято сейчас говорить, вымывание дешевых товаров, но восполнить их в количественном отношении пусть и дорогими сортами поставщикам горпромторга пока не удается.
Естественно, в таких условиях увеличивается спрос, возникает ажиотаж. Ситуацию «подтверждают» и данные о реализации мыла. В прошлом году она составила 193 тонны, за десять месяцев этого года — 126 тонн. Среднемесячная реализация в этом году примерно на 4 тонны меньше, чем в прошлом, то есть мыло «расхватали» не сегодня, когда везде очереди за ним и каждый старается сделать 2 – 3 захода, чтобы взять побольше. Его спокойно, без очередей, клиенты горпромторга раскупили в прошлом году.
Трудно сказать, кто были эти клиенты. Если они сегодня вновь закупают мыло, теперь уже в очередях, то и запасливость переходит все пределы разумного. Если в очередях только те, кто не запасся в прошлом году, то им, вроде, должно хватать… Впрочем, нельзя исключать и возможный вариант влияния теневой экономики: какая-то небольшая часть населения скупила мыло, чтобы делать деньги…
Пока суд да дело, обрадуем читателей сообщением, что Владимирский горпромторг завез в свои магазины 26 тонн туалетного мыла. Ведется его широкая распродажа. 24 ноября она была, например, хорошо организована днем в магазине «Людмила». Мыло продавали, соблюдая установленную норму, одновременно с трех лотков. Предлагались дешевые сорта по цене от 10 до 20 копеек. Была очередь, но не толпа… Завезли мыло и в магазин №53, уже после нашего разговора с директором.»
И еще одна критическая статья в этом обзоре архивной прессы. Она посвящена работе общественного транспорта. Поясним, что четверть века назад газета «Призыв» инициировала проведение рейда «Пассажиры и транспорт» и регулярно публиковала отчеты журналистов и читателей на эту тему. Вот что написал корреспондент В. Волков.
«Полчаса на остановке», статья в газете «Призыв» от 26 ноября 1988 года.
«…Итак, вечер, 18.58. Не успеваю подойти к остановке у магазина «Людмила», как подкатывает троллейбус первого маршрута. Эх, всегда бы так! С сожалением смотрю вслед и остаюсь стоять на морозе. Надо же понаблюдать. Не проходит и двух минут, как подруливает еще троллейбус с цифрой 1 на табло. Мистика, да и только!
Когда за пятнадцать минут с точностью метрополитена проходят пять «первых», я думаю: «Вот так у них всегда, то густо, то пусто». Сейчас будет такой разрыв, что закоченеешь». К счастью, ничего подобного не происходит. «Первые» идут ритмично. За полчаса — девять машин.
По массовости с первым маршрутом соперничают только «восьмерки». Их прошло восемь за это время. Но вот по части графика у них явные сбои. Одна почти пустая «восьмерка» проскакивает мимо остановки не замедляя хода. Что такое? Оказывается, следом движется троллейбус того же маршрута, он и подбирает пассажиров. У следующей «восьмерки» не открывается средняя дверь, пассажиры толкаются, мечутся…
За полчаса прошли два троллейбуса пятого маршрута. Неплохо. И столько же «семерок». Пожалуй, это явно маловато для седьмого маршрута, связывающего юго-западный район с промышленной зоной в районе Почаевского оврага.
За это время прошла маршрутка на вокзал, два живописных автобуса кооператива «Фортуна». Пассажиры оживленно атаковали «Фортуну», дружно заполняя салон, не считаясь с двадцатикопеечными затратами. Любопытно, почему же этот маршрут сочли невыгодным государственные транспортные организации?..
А где любезный сердцу автобус №14? Нет как нет. Выходит, не зря жалуются многие читатели, что трудно доехать до профкурсов…
Уже даже притоптывание не помогает ногам согреться. 19.30. Приближается девятая по счету машина первого маршрута. С удовольствием ныряю в салон. Троллейбус № 343 везет меня домой. Хорошо едем, быстро. В дверях водительской кабины, подперев плечом надпись, что отвлекать водителя во время езды запрещается, всю дорогу маячит симпатичная девушка. Она мило болтает с водителем, оба смеются. Остановок, конечно, никто не объявляет. Видимо, девушка их хорошо знает. Пассажиры процарапывают щелки в инее, покрывшем стекла, пытаются сориентироваться, чтобы не миновать ненароком родную остановку.
Нет, видно, даже никакая информация о рейде, об общественном контроле не способна поколебать некоторых недобрых привычек наших транспортников…»