Церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери
У Сретенской церкви по улице Ломоносова, 17а, – удивительная история. Церковь расположена на территории бывшей Солдатской слободы и неподалеку от современного Военного городка. Отсюда ее второе народное название «Солдатская». Появилась она здесь в XVIII веке, в нынешнем виде построена в XIX столетии. Но происхождение церкви гораздо более древнее – из XII века, из времен Андрея Боголюбского! И совсем из другого места — с берега Клязьмы.
По преданию, было так: в 1164 году на берегу Клязьмы, на месте встречи знаменитой иконы Владимирской Богоматери, князь Андрея Боголюбский повелел заложить деревянную церковь Сретения. В 1238 году во время ордынского нашествия церковь была разорена. После этого несколько веков нигде не упоминалась, вплоть до XVII века. Может быть, разрушена, а возможно, так и там и стояла, то подновляясь, то ветшая. С 1645 года ее упоминания снова появляются. Тогда Сретенская церковь была в ведении Успенского собора.
Тем временем на северо-западной окраине древнего Владимира сложились сначала Стрелецкая, а затем и Солдатская слобода. Тамошним обитателям не хватало церкви. До Казанской церкви в Ямской слободе было далековато. И в 1784 году жители Солдатской слободы обратились к епископу Владимирскому и Муромскому Виктору с просьбой: перенести ним в слободу из города ветхую деревянную Христорождественскую церковь. Но епископ решил по-другому. Он велел перенести в Солдатскую слободу деревянную Сретенскую церковь, у которой осталось очень мало прихожан – всего три двора. Так древнейший храм оказался в гораздо более «молодом» и густонаселенном районе и обрел новую жизнь. Стал «Солдатским»!
«Переехало» и название – Сретения Владимирской иконы Божией Матери, или просто – Сретения. Хотя место встречи иконы было не здесь, древнее посвящение прижилось. Многие верующие так и считают, что этой обычной приходской церковке – 850 лет! Хотя кирпичное задние церкви было построено в 1807 году. То есть это уже, как минимум, третья «версия» древнего храма времен Андрея Боголюбского.
Возле здания холодной церкви построили теплую. Краеведы отмечают, что по описи имущества от 1809 года, Сретенская церковь не отличалась ни богатством, ни роскошью. Однако к революции 1917 года здание храма заметно расширилось. Церковь обзавелась еще в 1875 году солидным 100-пудовым главным колоколом – почти на полторы тонны! Под его густой звон верующие и дождались революции.
В 1922 году большевики изъяли церкви серебряную церковную утварь общим весом 26 килограммов. Но прихожане не сдавались, и даже в 1923 году зарегистрировали общину при храме численностью почти в 150 человек.
Интересно, что до самого последнего дня в храме продолжал служить старенький священник отец Михаил Беляев, ставший настоятелем еще в 1888 году. Рассказывают, что отважный батюшка держался до последнего. В конце 30‑х годов Сретенскую церковь в бывшей Солдатской слободе все-таки закрыли.
Окончательную точку поставил 16 января 1940 года Верховный Совет РСФСР, утвердив постановление Ивановского облисполкома о закрытии Сретенской церкви и передаче здания церкви Владимирскому горсовету (Владимир тогда входил в Ивановскую область). На тот момент Сретенская предпоследняя действующая церковь во Владимире. Оставалась только Князь-Владимирская на кладбище.
Краевед А.Ершов, изучивший историю закрытия храмов во Владимире, цитирует один из отчетов: «Передача Стретинской [так в тексте] церкви… для использования под хозяйственные цели произведена в силу крайне затруднительного положения со складским хозяйством у военведа». Вот так сказалась близость храма к Военному городку.
Но в 1992 году, когда власть в стране существенно сменилась, точка в судьбе Сретенской церкви с древними корнями превратилась в многоточие! Она вновь начала действовать, после того, как побыла и складом, и деревообрабатывающим предприятием.