История

Февраль 1939-го: «Нападения врага можно ждать в любую минуту…»

Когда перелистываешь пожелтевшие от времени страницы газет, вчитываешься в строчки, написанные 75 лет назад, то очень хорошо понимаешь: между поколениями живущих сегодня и тогда – если и не пропасть, то очень большой ров. Другие жизненные ценности, другие цели, да и газеты сегодня пишут о другом – не встретишь передовиц о перевыполении плана на 200 процентов или статей о разоблачении врагов народа.

Собственно, мы и затеяли этот проект, чтобы понять, почувствовать, чем жили, «каким воздухом дышали» наши предшественники, изучить историю Владимира не по учебникам, а по публикациям в прессе прошлых лет. Этим, давайте, и займемся, на очереди у нас – февраль 1939-го года.

«Где же бдительность на заводе «Автоприбор»?», статья в газете «Призыв от 5 февраля 1939 года. Авторы – бригада газет «Машиностроение» и «Призыв» Боков, Шагин, Карнулин, Сорокин.

1 2 39

«В недавнем прошлом враги народа немало напакостили на заводе «Автоприбор». Это требовало от руководителей и всех работников завода всемерного повышения бдительности. Однако бдительности-то как раз и недостаточно на предприятии. Это подтвердил рейд, проведенный на «Автоприборе» бригадой газет «Машиностроение» и «Призыв».

В 12 часов ночи участники рейда разошлись по цехам. Двое из бригады зашли в третий цех. В открытой конторе никого не было. На столе лежала большая пачка денежных документов – нарядов на выполненные работы.

Рабочие чертежи и другие ценные бумаги и карточки тоже не были заперты. Кто может быть гарантирован в том, что враг, замаскировавшись под рабочего, не использует этого ротозейства руководителей цеха в своих гнусных целях?

В момент, когда участники бригады рылись в бумагах, открывали столы и т.д., в контору вошел дежурный по цеху планировщик Астафьев.

- Что вам здесь, товарищи, надо? – спросил он.

-Так, ничего, знакомимся, как вы работаете, – ответил участник бригады т. Боков.

Дежурный осмотрел пропуск пришедших, в котором ничего не было сказано, откуда мы и кто.

- Так, так. Познакомьтесь, поглядите, как мы работаем, – любезно сказал Астафьев. (…)

Рабкор тов. Шагин зашел в контору четырнадцатого цеха, который в это время не работал, и обнаружил, что на столе лежит важный документ – технология по сборке сложнейшего прибора – таксометра. Участник бригады беспрепятственно взял огромную книгу и принес ее в диспетчерскую. Начальника цеха т. Двоскина ничуть не обеспокоило такое преступное хранение важнейших документов (…)

В отделе технического контроля второго цеха бригадой были без труда взяты чертежи гибкого вала, в присутствии старшего наладчика Морозова было взято сменное задание.

Бригадой выявлены и случаи нарушения трудовой дисциплины. Так, работница цеха №11 Коренкова ушла на 10 минут раньше времени в столовую, Щукина кончила работу вместо 12 часов без 20 минут в 12 часов. Контролер цеха №1 Богомолов ушел с работы из цеха без 15 минут в 12 часов, наладчик цеха №2 Алексеев опоздал на работу на 15 минут.

Все эти факты говорят о том, что на заводе «Автоприбор» большевистская бдительность на низком уровне. Из этих фактов руководителям завода следует сделать серьезные выводы.»


«Нездоровая атмосфера в городском театре», статья в газете «Призыв» от 6 февраля 1939 года, автор – Д.А. Степанов.

2 2 39

«Уже продолжительный период работа городского театра проходит в ненормальной обстановке. Наблюдаются нездоровые взаимоотношения как некоторых артистов друг с другом, так и ряда артистов – с художественным руководителем. Все это отражается на творческой работе театра, понижает ее качество, театр в своих постановках не дает зрителю того, что он в состоянии дать. (…)

Работая уже пятый месяц, театр еще не имеет твердого репертуарного плана. План менялся несколько раз. На 1939 год Управление по делам искусств РСФСР утвердило для театра твердый план. Но… прошел лишь месяц, а театр начал его ломать. По плану, первой в этом году должна была пойти пьеса Горького «На дне». Вместо же нее неожиданно появилась пьеса «Зыковы».

Управление предлагало за счет трех классических пьес поставить три пьесы советских драматургов. Это не выполнено. Совершенно вне плана появилась пьеса «Дети Ванюшина». Неожиданно появилась и пьеса «Сынишка», которая из-за негодности была снята уже после того, как над ней начали работать. (…)

В театре совершенно нет заботы о выращивании кадров, нет чуткого отношения к людям. Среди коллектива много молодежи, особенно женской. Из них не мало талантливых людей, они хотят работать, расти. Условий же для этого нет.

- Роли нам только изредка перепадают, – жаловались некоторые товарищи из молодежи. – Право же мы на них имеем.

Отдельные артисты имеют ежемесячную переработку, а другие месяцами не работают, не играют ни в одной пьесе.

Художественное руководство не доверяет молодежи ответственные роли. Если же кому роль и «перепадает», то ему не помогают над ролью работать. Тов. Лукьянов, например, говорил, что в «Зыковых» ему разрешили играть в очередь роль Михаила. Но за все время подготовки ему дали возможность провести только… одну репетицию. Тов. Юсан, по настоянию дирекции, получила право играть роль Дуси в «Тане». Но ни одной полноценной репетиции провести не удалось. Вся «помощь» режиссера выразилась в том, что он грубо заявил «Ни к чорту не годитесь».

Помощи в работе над ролью от ведущих артистов молодежь просто не видит. Некоторые из «ведущих» грубо, барски-пренебрежительно относятся к молодежи». (…)

В театре много прекрасных работников, глубоко преданных делу партии Ленина – Сталина, желающих не покладая рук работать над теми задачами, которые стоят перед советским театром.

Необходимо лишь крепко спаять этих людей, воспитать их в духе большевизма, хорошо руководить ими и повседневно помогать им в работе.

Требуется срочно разрядить создавшуюся нездоровую атмосферу в городском театре, мешающую творческой работе коллектива, который, как и все трудящиеся нашей страны, может и должен прийти к историческому XVIII съезду большевистской партии со своими подарками – полноценными спектаклями.»


«Если завтра война», статья в газете «Призыв» от 23 февраля 1939 года. Авторы – студенты сельскохозяйственного техникума Ф. Графский, И. Мартынов, Г. Касаткина.

3 2 39

«Как-то вечером мы трое просматривали газеты. Читали о событиях в Испании, Китае, интересовались о подготовке к ХХI годовщине нашей славной Красной Армии. Разговорились. Невольно разговор перешел на тему:

- А вдруг если завтра война? Вдруг если враг попытается посягнуть на нашу прекрасную родину? Что будет делать мы, молодые советские патриоты?

И у каждого из нас быстро нашелся ответ. Каждый студент нашего техникума, как и все трудящиеся Советского союза, отлично понимает, что пока мы находимся в капиталистическом окружении, нападения врага можно ждать в любую минуту, и что поэтому надо крепить оборону страны, каждому надо овладевать военными знаниями.

У нас, в сельскохозяйственном техникуме, в организации Осоавиахима состоит 338 человек. Из них 289 значкистов ПВХО, 43 ворошиловских стрелка, 20 парашютистов. Сейчас в пулеметном кружке обучается 27 человек, в гранатометном – 23, в стрелковых – 120, в парашютном – 50 и т.д. В общем, нет ни одного студента, который бы не занимался в том или ином оборонном кружке. И если завтра война – каждый студент найдет себе место в рядах защитников социалистической родины.

Теперь лично о себе. Вот студент третьего курса Ф. Графский. Он имеет четыре оборонных значка – ГТО, ПВХО, ГСО и ворошиловского стрелка. (…) И если завтра война – он тут же готов быть полноценным защитником родины.

- Завоеваний Октября никому не отдадим, – говорит он. – Будем драться с врагом так, как дрались наши браться у озера Хасан. Будем драться до полного уничтожения врага. И если нужно будет – не пожалеем жизни за свою родину, за дело партии Ленина – Сталина.

Студент Мартынов тоже имеет четыре оборонных значка, сдал половину норм на значок ПВХО второй ступени, является внештатным инструктором ПВХО. Он также говорит:

- Я завтра же готов взять оружие и отстаивать нашу счастливую молодость, если враг посмеет напасть на нас. (…)

Среди нас – девушка, студента Г. Касаткина. У нее также есть неплохие военные знания:

- Я девушка счастливой родины и поэтому, наряду с вами, готова ее защищать, если враг навяжет нам войну… Сейчас я являюсь инструктором ПВХО, имею три оборонных значка, сдаю нормы на значок ворошиловского стрелка. Если завтра война – я готова быть санитаркой, готова вести противохимическую защиту. Ну, а если потребуется – то и винтовку возьму в руки, и вместе с мужчинами, встану в первые ряды бойцов Красной Армии…

Так мы отвечали друг другу. Но наши ответы – это ответы всего многомилионного советского народа. Поэт Лебедев-Кумач говорит в своей песне:

Если завтра война,
Если враг нападет,
Если темная туча нагрянет –
Как один человек,
Весь советский народ
За свободную родину встанет…

Эти слова песни как нельзя лучше отражают мысли каждого трудящегося СССР. И пусть об этом помнит враг!»


Ну а в завершении нашего сегодняшнего материала – фото Королева «Паровозное депо станции Владимир», опубликовано в газете «Призыв» 14 февраля 1939 года. Подпись под снимком: «Токарь тов. Виноградов Л.И., включившийся в соревнование имени XVIII съезда ВКП(б), дает высокие показатели выработки, выполняя план на 250 проц. и выше».

4 2 39

Back to top button