Обычный россиянин в чем-то похож на жителя Дикого Запада середины 19-го века – в контакт с властью он предпочитает вступать как можно реже, а значительную часть собственных проблем решает самостоятельно. Отличает соотечественника от американца 150-летней давности причина, по которой он ведет себя именно так – у нас зачастую попытка решения даже самой, вроде бы, незначительной проблемы с помощью властей обращается в бесконечную переписку, сбор документов и беготню по инстанциям. Если предстоит общение с чиновниками, мы заранее отпрашиваемся на работе – никто ведь не может точно предугадать, когда оно закончится, а главное, чем.
Конечно, медленно, но верно третье тысячелетие настает и в этой сфере. Портал «Госуслуги», например, серьезно облегчает жизнь при оформлении загранпаспорта. Впрочем, подавляющее большинство наших соотечественников, особенно те их них, кто живут в некрупных населенных пунктах, по-прежнему предпочитают, если это необходимо, общаться с представителями власти в реале.
Чтобы минимизировать трату времени и нервов сограждан, несколько лет назад был дан старт созданию сети многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ). Идея была неплохая: сделать так, чтобы нуждающийся в помощи власти человек мог получить максимум документов и информации в одном месте. Как всегда, идею подвела реализация.
Начиная с 2009 года, во Владимирской области регулярно принимаются программы снижения административных барьеров (именно в рамках этих программ и создаются МФЦ). В 2009 году первый МФЦ был создан в Гусь-Хрустальном – программу принимали уже в конце года, больше центров открыть не успевали. Гусевской МФЦ, если верить данным статистики, работал вполне неплохо – с сентября 2010 по июнь 2011 года там оказывали примерно по 30 услуг в день. И в программе 2010 – 2013 годов Белый дом уже запланировал открытие сразу шести МФЦ – во Владимире, Камешково, Суздале, Александрове, Петушках и Юрьев-Польском. На это были выделены солидные средства, свыше 84 млн рублей. Между тем, к концу 2013 года в нашем регионе заработали в полную силу только МФЦ в областном центре, Камешково и Суздале (ранее открытый гусевской МФЦ тоже никуда не делся). В Александрове и Юрьев-Польском центры открылись только в тестовом режиме. В Петушках МФЦ по факту не появился, зато поиск в Google по запросу «МФЦ Петушки Владимирская область» приводит нас на страницу официального регионального портала госуслуг, где у «Петушинского МФЦ» почему-то владимирский номер телефона, а интернет-адрес идентичен адресу сайта владимирской мэрии.
Можно было бы предположить, что невыполнение программы было вызвано появившейся в 2013 году информацией о возможной передаче технического сопровождения «электронного правительства» от «Ростелекома» «Почте России». Многие российские регионы тогда действительно стали сворачивать программы, понимая, что из-за медлительности и недостатков в работе «Почты России» к работе МФЦ будет куда больше нареканий. Но в конце прошлого года, уже после того, как Светлана Орлова официально стала губернатором области, свет увидела новая программа снижения административных барьеров, по которой объемы финансирования увеличились еще на 40 млн рублей. Впервые в региональную программу вложился и федеральный бюджет, да не просто вложился, а выделил большую часть средств – 79 из 124 млн рублей.
При этом, судя по официальным отчетам и пресс-релизам, причины пробуксовки в Белом доме не анализировали ни при прежнем губернаторе, ни при нынешнем. С одной стороны, в регионе создана специальная комиссия по развитию сети МФЦ. С другой – она ни разу не собиралась на заседания. О том, насколько тщательно готовятся региональные программы создания МФЦ, говорит хотя бы тот факт, что в программе 2010 – 2013 годов плановое число жителей области, «охваченных» услугами МФЦ, оценивается в 33% от всего населения, а в новой программе – в 19,8% (при абсолютно одинаковом количестве МФЦ и идентичном расположении).
Между тем, в программе заявлено открытие еще четырех МФЦ – в Вязниках, Коврове, Муроме и Кольчугино. Кроме того, программа пестрит красивыми показателями, вроде 95-процентной удовлетворенности граждан качеством оказываемых на базе МФЦ услуг (хотя нам представляется, что степень удовлетворенности сродни степени свежести осетрины в романе «Мастер и Маргарита»).
Эта самая 95-процентная удовлетворенность, кстати, должна наступить уже в 2014 году. Каковы у нашей области шансы ее достигнуть – можно оценить, взглянув на результаты исследования, проведенного Росреестром. Дело в том, что именно услуги Росреестра являются самыми востребованными у клиентов МФЦ в регионах России (в нашей области их доля в объемах работы отдельно взятых МФЦ колеблется от 17 до 46 процентов). Так что исследование Росреестра можно считать, пожалуй, самым объективным на сегодняшний день. Так вот, по уровню качества и доступности услуг своего ведомства через МФЦ Росреестр поставил Владимирскую область на 60‑е место среди 70 российских регионов. При этом, по мнению руководства Росреестра, главная проблема – это именно нехватка самих центров оказания услуг.
Удастся ли восполнить эту нехватку в ближайшие три года – вопрос, на который пока нет ответа. Тем не менее, шансы на успех все-таки есть – благодаря участию в программе средств федерального бюджета. Все-таки растранжирить или не «освоить» деньги, пришедшие из центра, куда страшнее, чем поступить так же с областными финансами.