Поводом для разговора об уникальном Российском историко-просветительском, благотворительном и правозащитном обществе «Мемориал» стало годовое отчетное собрание регионального отделения, состоявшееся в начале февраля. По отчету ясно, что «Мемориал» существует, работает.
Собеседниками ПроВладимира стали председатель правления регионального отделения «Мемориала» Петр Петрович Гетто и член правления Альберт Иванович Семенов.
Петр Петрович Гетто к «Мемориалу» пришел потому, что он из репрессированного народа — русских поволжских немцев. Родился в 1941 году в далеком спецпоселении, куда отправился еще в утробе матери. Пока мать одна поднимала Петра и других детей, его отца почти на все 40‑е годы забрали в так называемую «Трудармию». И сын до 8 лет его не видел. Несмотря на такую форму неволи, Петр Гетто-старший остался убежденным советским человеком. И запрещал поднимать в семье тему репрессий. А мама возражала против переезда в Германию, когда такая возможность появилась.
Петр Петрович во Владимире живет с 1997 года, он учитель математики, 13 лет преподавал в 25-ой школе.
Альберт Иванович Семенов — сотрудник КГБ, контрразведчик в отставке. Родился в 1944 году. Подробнее о репрессиях он узнал и многое понял в 60‑е, в годы учебы. Тогда тоже была «оттепель», которая многое открыла о временах Сталина. Из кровных родственников Альберта Ивановича никто репрессирован не был.
Но его самого заниматься судьбами реабилитированных в 1990 году направило государство. И он долго работал в комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий Владимирской области. А потом так и остался в «Мемориале» – уже как общественник.
Благодаря огромному опыту работы в комиссии, Альберт Семенов считается ведущим экспертом-правоведом владимирского «Мемориала».
Эти такие разные, но такие дружные руководители «Мемориала» рассказали о житье-бытье организации.
ПроВладимир: - Вспоминаются времена, когда казалось, что вся страна стала обществом «Мемориал» — конец 80‑х – начало 90‑х годов. Помню, в районную газету регулярно приходил сотрудник КГБ, которому было поручено публиковать списки репрессированных и реабилитированных по району. Списки так и шли большими широкими колонками из номера в номер, сотни имен. Профессии репрессировнных: учитель, бухгалтер, сапожник и т.д. Вообще, тогда открылась масса информации о репрессиях.
Петр Петрович: – Такие списки мы свели воедино в книге памяти жертв политических репрессий.
Альберт Иванович: – Тогда пошел процесс реабилитации тех, кто еще не был реабилитирован вплоть до начала 90‑х годов. Ведь первая волна реабилитации в 50‑е годы затронула, прежде всего, наиболее видных жертв политических репрессий: партийных руководителей, военачальников, ученых, деятелей искусства.
С1990 года, когда я подключился к вопросам реабилитации, и мы ее только начинали, за несколько лет областная прокуратура пересмотрела 100 процентов дел по «политическим» статьям. С 1917 по 1960 год, примерно. Уже давно приняты все решения, реабилитировать или нет.
Реабилитировали, кстати, не всех репрессированных. Подтвердились многие приговоры за антисоветскую деятельность времен войны, например, пособникам фашистов.
Изредка еще обращаются за реабилитацией и компенсацией потомки тех, кто был репрессирован в административном порядке – «раскулачен». В таких случаях люди должны сами проявить инициативу для реабилитации.
Помню, мы, владимирцы, среди других областей по темпам и качеству реабилитации в 90‑е годы были в передовиках. Правда, на территории Владимирской области было репрессировано всего примерно 12 тысяч человек. По сравнению с другими областями это все-таки немного.
ПроВладимир: – Сегодня «Мемориал» гораздо меньше на слуху. Но он существует. Чем, прежде всего «Мемориал» занимается? Каковы главные задачи?
Альберт Иванович: – Продолжать работу в поддержку реабилитированных. Сейчас уже подавляющее их большинство – это дети тех, кто подвергся репрессиям. Они либо родились в местах лишения свободы, на спецпоселении, либо остались в результате репрессий без попечения хотя бы одного из родителей. А тех, которые были непосредственно репрессированы, остались единицы.
Основная масса репрессий была в 1937 – 38 годах. А значит, даже детям репрессированных уже по 70 лет и больше. Почти все они имеют какие-то заболевания…
Петр Петрович: – А значит, главное для «Мемориала» — забота о людях, внимание к ним. Мы, в основном, занимаемся общением с людьми, бываем у них дома. Среди нас очень много одиноких, которые уже не выходят из дому. Им нужна помощь. Для этого мы привлекаем и молодежь.
ПроВладимир: – В «Мемориале» есть и молодежь?
Петр Петрович: – Есть молодежь! Школы сейчас нам очень помогают. Дети относятся с большим интересом, сочувствием. Опять-таки отношение детей к жертвам репрессий зависит от позиции взрослых. Я бы особо отметил коллективы 25‑й школы и гимназии №3. Причем, в гимназии №3 создан богатый музей о репрессированных учителях, учениках, родителях школы.
Я недавно беседовал с педагогами 25-ой школы. Есть мысль и там создать подобный музей.
Альберт Иванович: – Да-да, у них тоже много материалов накоплено.
Петр Петрович: – Вот, например, Назарова Татьяна Ивановна, классный руководитель. Очень близко к сердцу восприняла эту идею. Ребята ее класса решили узнать, были ли невинно репрессированные среди их родственников. И почти каждый нашел! Они создали электронную книгу об этом, почти 100 страниц. Устроили ее презентацию, которая собрала много народу.
Есть молодежь и в составе «Мемориала». В обществе может состоять любой, кто разделяет наши задачи. Помогает нам и молодежное служение при Георгиевском храме: они булочки развозят, помогают людям дома.
ПроВладимир: - Как финансируется «Мемориал»?
Петр Петрович: – Никакого постоянного финансирования мы не получаем. Только гранты периодически, например, на издание книг – воспоминаний жертв репрессий, книг памяти. Также бывает спонсорская помощь. Членских взносов у нас нет.
У нас даже так принято: когда у членов правления день рождения, мы, как и во многих организациях, сбрасываемся по 50 – 100 рублей, вручаем традиционный конвертик. И часть этих подаренных денег каждый именинник всегда отдает в общую копилку организации. Потому что с финансированием очень трудно.
Мы сами мало что могли бы сделать, если бы фонд социальной поддержки города Владимира не помогал жертвам репрессий. Он оплачивает нам экскурсии, накрывает для нас поминальный стол в канун Дня памяти жертв политических репрессий 30 октября.
А главное, к этому дню ежегодно фонд выделяет материальную помощь для наиболее нуждающихся из реабилитированных. Мы тщательно составляем их списки, обходим семьи. И вот в прошлом году помощь была оказана 60-ти нашим людям — жителям Владимира, по 1 тысяче рублей каждому. Никогда еще в последние годы так много не давали! Мы очень благодарны.
Общественная организация «Милосердие и порядок» тоже много помогает – дарит булочки, продуктовые наборы.
Любая помощь очень ценна. Ведь нас, реабилитированных, во Владимире довольно много – почти 800 человек.
ПроВладимир: - Понятно, что далеко не все они входят в организацию «Мемориал», но опекать и учитывать вы стараетесь всех. А ведь семьи приезжают, уезжают из города. Непросто с учетом?
Петр Петрович: – Именно так. Только недавно мы обнаружили семью реабилитированных, переехавшую из Киргизии. Сейчас они оформляют документы, чтобы встать на учет. А вообще, есть большая трудность. Раньше нам ежегодно присылали списки реабилитированных из Пенсионного фонда и органов соцподдержки. Но с недавних пор по закону о защите персональных данных списки присылать перестали. Приходится искать людей самим. У нас остался последний список 2009 года. И мы каждую фамилию ежегодно должны проверить: может, человек, уехал из города, может, он умер.
Альберт Иванович: – В прошлом году в передаче «Жди меня» показывали встречу сестер и брата, которые не виделись 60 лет. У них отец был репрессирован. Брат и сестра проживают в Германии, а еще одна сестра – в Ногинске. Встретились они благодаря нашей, владимирской книге памяти.
Контакты
Владимирское региональное отделение общероссийской общественной организации «Российское историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал» располагается на улице Полины Осипенко, д.23а. Телефон 36 – 25-71.
Или по электронке пишите на ПроВладимир, и мы поможем связаться с «Мемориалом».