Егор Барданов: «В основе работы и увлечения – знания»
7 февраля во Владимире состоялась торжественная церемония награждения миллионного посетителя сети информационных центров по атомной энергии. По этому случаю в наш город прибыла солидная делегация от Госкорпорации «Росатом» во главе с директором Департамента коммуникаций Сергеем Новиковым, известным знатоком элитарного клуба Максимом Поташевым и игроком команды «Что? Где? Когда?» «Росатома» Егором Бардановым.
Несмотря на расписанный буквально по минутам день, Егор согласился пообщаться с нашим корреспондентом. По признанию самого знатока, для него это было первое в жизни живое интервью. Но, несмотря на волнение, Егор рассказал много интересного о себе, о том, как он попал в Нескучный сад, и о самом главном в «Что? Где? Когда?». Итак…
Кто такой Егор Барданов?
— Во Владимир я приехал впервые. Удивительный город! Мне очень понравился. Местами напоминает мой родной Ижевск, а еще Ярославль, где я с хором был на фестивале. Здесь не очень много автомобилей на улицах, не очень много людей, здания уютные и невысокие… и потому видно небо. Глаза отдыхают.
Егор прибыл в стольный град владимирской земли еще утром. С вокзала – в гостиницу, из гостиницы – в информационный центр, потом обед, встречи с участниками праздничного мероприятия. К такому ритму жизни знатоку не привыкать. Походы на байдарках, игры «Что? Где? Когда?», сочинение и исполнение под гитару собственных песен, поездки по городам России и Европы с камерным хором при Московском инженерно-физическом институте…
— Мне кажется, я ничего не успеваю, – со смехом говорит Егор. – Очень хочется отдаваться до конца каждому делу, но это не всегда получается.
— А как ты попал в хор?
— Это довольно любопытная история. На одном из корпоративных вечеров участники из числа работников фирмы, в которой я работаю (большинство из них, к слову, МИФИсты), должны были исполнять номера из известных мюзиклов. Мы со знакомой пели арию из «The Phantom of the Opera». Получилось, видимо, неплохо: после выступления ко мне подошел коллега и пригласил в хор, которым, руководит его жена. Так я туда и попал. Один раз пришел, второй… Хоровая компания оказалась очень душевной, так и втянулся. В составе хора побывал на нескольких российских фестивалях. Кроме того, в прошлом году мы участвовали на фестивале в Праге, а в этом собираемся в Братиславу.
Музыкальное образование у Егора, конечно, не основное. В 2007 году будущий знаток получил диплом с отличием Удмуртского государственного университета по специальности «Математические методы в экономике». И практически сразу отправился работать в небольшой городок Ярцево в Смоленской области.
— Что заставило тебя сменить столицу региона на провинциальный город с население чуть больше 40 000 человек?
—Надо было как-то начинать самостоятельную жизнь, а возможности снимать квартиру не было. А тут появилось хорошее предложение от дочерней компании крупного литейно-прокатного завода в Смоленской области. Меня взяли на работу как молодого специалиста. Хоть зарплата была небольшой, зато предоставили квартиру. Я надеялся на хорошие перспективы, так как фирма развивалась и расширялась.
— Как ты оказался в структуре Госкорпорации «Росатом»?
— Два года я проработал в Ярцево, возможностей для карьерного роста не подворачивалось, а к текущей деятельности интерес был потерян, так как многое было изучено и превратилось в рутину. Я стал рассылать резюме по разным организациям, недели через две получил обратную связь от ОАО «Техснабэкспорт» (входит в структуру ГК «Росатом»), прошёл несколько собеседований. Вот так в 2009 году и переехал в Москву.
Не предполагал, что буду здесь жить и работать. Но так сложилось. У меня в жизни бывает, что загадываешь что-то, вымучиваешь это решение, оно долго назревает, а потом подворачивается шанс, который надо хватать обеими руками и не упускать. Работа в структуре Госкорпорации была на тот момент таким шансом – новые знания, новые знакомства, новые перспективы, новые возможности, новая веха моей жизни.
Так, наверное, и со «Что? Где? Когда?» получилось…
«Московское время…»
— Раз уж заговорили о «Что? Где? Когда?»: как ты попал за круглый стол?
— Тут стоит сказать, что «Росатом» давно сотрудничает с телекомпанией «Игра-ТВ», которая занимается организацией и выпуском на ТВ игр интеллектуального клуба. Корпорацию и игру роднят именно знания людей. В прошлом году родилась идея создать команду, которая бы представляла Госкорпорацию на игре. Сейчас на корпоративном портале и в газете размещается объявление, и каждый желающий работник Госкорпорации может подать заявку на отбор для участия в команде. В студенческие годы я играл в спортивную версию «Что? Где? Когда?». И конечно, мне было очень интересно, узнать хотя бы как происходит отбор в телевизионную версию игры. Я был очень рад, когда меня пригласили на отбор.
Всего было три этапа. Скажу сразу: шел на испытания, потому что стремился проверить себя. Мне, конечно, никто не поверит в том, что я не хотел попасть в Нескучный сад, да и я не буду это отрицать. Но изначально такой цели перед собой не ставил.
После того как успешно прошел первый этап, появилось волнение, чувство ответственности. Один шаг сделан, и уже было, что терять. Потом был второй этап… Третий, финальный «раунд», состоялся в Москве. Куда съехались около 20-ти сильнейших кандидатов из самых разных уголков страны.
— И как выбиралась заветная шестерка?
— Долго (смеется). Все туры проходили по одной схеме: сначала случайным образом вызывали за круглый стол шесть человек и начинали играть вопросы. Через какое-то время одного-двух человек меняли – на их место сажали других. И так в течение, почти двух с половиной часов. За это время ты несколько раз сидел то за столом, то на диванчике, переживал и за себя и за играющих; думал над вопросами, которые не смогли взять, так как их могут разыграть ещё раз; следил за обсуждением и слушал комментарии редакторской группы. Интересно, но нервозно – я за время отборов даже похудел – так нервничал (смеется).
Проект по созданию команды «Росатома» курировал небезызвестный знаток, магистр клуба «Что? Где? Когда?» Андрей Козлов. Он лично присутствовал на финальной стадии отбора, помогал советами, указывал на ошибки.
— Не было волнения оттого, что рядом стоит такой человек, как Андрей Козлов?
— Нет, скорее даже наоборот, своим присутствием он придавал уверенности в своих силах. У меня к Андрею Анатольевичу заблаговременно положительное отношение. Он всегда общался предельно корректно, с его стороны не было никакой конфронтации, менторства, все говорил просто и по делу. А о его капитанских качествах можно легенды рассказывать. На отборе мне даже довелось поиграть с ним за одним столом: Андрей Анатольевич буквально за десять секунд смог всех мотивировать, кого-то словом, кого-то взглядом… С каждого спрашивал версии и четко это контролировал. Профессионально сработал, в общем (улыбается).
Телевизионный дебют
Команда «Росатома» дебютировала в телевизионной игре 25 мая 2013 года. Тогда мало кто верил в успех новичков: еще свежи были воспоминания об играх с участием абонентов МТС и космонавтов. Однако шестерка знатоков из «Корпорации знаний» одержала победу со счетом 6:4.
— Пока мы не сели за стол – очень волновался, – вспоминает Егор. – До конца игры было ощущение нереальности всего происходящего. Как будто не сам играешь, а смотришь телевизионную картинку.
— А что было после? Сразу ли пришло осознание того, что победили?
— Первые десять минут была полнейшая пустота в голове – все эмоции оставил там, за столом. Осознание удачного командного дебюта пришло гораздо позже. Но чувства все равно были противоречивые (улыбается).
За первой победой последовала вторая, за второй – третья… Команда вчерашних новичков обеспечила себе дорогу в финал года. И все это время не утихали разговоры (в основном, среди интернет-пользователей) о «спонсорской команде», о том, что все предрешено заранее.
— Тема «все куплено» уже настолько замусолена… Не устану повторять: никто ни о чем заранее не договаривается! Финал года, кстати, тому пример. Минут за сорок до начала игры к нам сообщили, что команда Алеся Мухина собирается подавать апелляцию. Мы не знали, чем это закончится, что произойдет в итоге, будем ли играть или нет. Для всех это было полной неожиданностью. Все происходит в реальном времени, никаких сценариев не существует.
Много ходит пересудов о качестве и сложности вопросов. Я скажу так: были вопросы разные, и легкие, и сложные. Для нас, как для любой другой молодой команды, подбирали достаточно сбалансированный пакет, как, например, для команды Алёны Повышевой.
— Кстати, читаешь мнения зрителей?
— После первой игры читал, были и хорошие и плохие отзывы, а потом бросил это дело – хотелось сохранить свои собственные впечатления. Спорить в интернете – бессмысленно. У меня есть близкие друзья, родственники, которые меня поймут и которые действительно объективно смогут оценить игру. Все остальное – ерунда. Пусть пишут, раз так хочется – это не самая плохая тема для обсуждений.
— А как складывается отношение к команде игроков элитарного клуба?
— Если сначала и было какое-то недоверие, то мы его не почувствовали – нас приняли очень радушно. А после второй победы отношение совсем изменилось: нас стали воспринимать уже не как команду-выскочку, а как команду клуба. Считаю, что это о многом говорит.
За кулисами
— Всегда было интересно: а что происходит в клубе во время рекламных пауз?
— А что там особенного может происходить? Времени не так много. Магистры и просто опытные знатоки отмечают какие-либо моменты в игре. Кто-то просто выходит проветриться, ведь в Охотничьем домике очень душно. А так – все общаются, обсуждают вопросы.
— А редакторская группа? Не подсказывают, кому как сесть, не просят обсуждать громче?..
— Нет, такого нет. Тут надо отдать должное организаторам трансляции – они настоящие асы. На каждого игрока у них есть свои наметки еще до игры. Постановка света, микрофоны… Все проработано до мелочей.
— Как команда «Росатома» готовится к играм? Ведь все участники из разных городов…
— Расстояние – это не преграда (улыбается). Мы все очень сдружились во время отбора, общаемся в интернете, ездим друг к другу в гости… Скоро, например, день рождения у Жени Фионова – мы постараемся собраться у него в Питере.
За неделю до игры мы собираемся в Москве, проводим несколько активных тренировок. Непосредственно перед игрой, уже в Нескучном саду, тоже есть немного времени. Правда, вопросы в этот момент – дело десятое. Эта тренировка нужна, в первую очередь, капитану, чтобы он почувствовал игровой тонус каждого из нас, настроил всех на одну волну.
— Как поддерживаешь игровую форму между сериями игр?
— Я играю в спортивное «Что? Где? Когда?» легионером за одну из команд, если есть время, с сокомандниками очень сдружился. Но это скорее не для поддержания формы, а для хорошего времяпрепровождения. Приятно отыграть какой-нибудь качественный синхронный турнир, пообщаться с друзьями…
Егор периодически выступает за московскую команду «Electronic Wife», занимающую довольно высокие позиции в рейтинге спортивных команд «Что? Где? Когда?». «Жены» даже неоднократно приезжали во Владимир на традиционный весенний турнир «Командум», правда, без своего известного легионера.
— Удалось ли выигрывать какие-нибудь турниры по спортивному «Что? Где? Когда?»?
— Нет. Да я и не ставлю перед собой задачи во что бы то ни стало победить. «Что? Где? Когда?» – это хобби, причем очень полезное. Игра не должна становиться целью в жизни.
Вот, к примеру, недавно в Москве проходил большой марафон: начали играть в пятницу вечером и закончили только в субботу после обеда. Игроки там же ели, там же спали… А потом ходили с выпученными глазами и гордо говорили: «Вот, мы отыграли столько-то часов». И что? Главное, я считаю, получить удовольствие от игры, сделать какие-то выводы для себя и стать, таким образом, лучше.
— Но удовольствие без результата будет неполным…
— Согласен. Но игра с удовольствием подразумевает улучшение результата. К примеру, катаешься ты на лыжах. Прошел пять километров за определенное время, устал. А на следующий день прошел те же пять километров, но уже быстрее – и получил удовольствие оттого, что улучшил свой же результат. Тоже самое и со «Что? Где? Когда?». Главное – кайф! А осознание того, что нужно делать дальше, придет само…
Автор благодарит за помощь в организации и проведении интервью руководителя информационного центра по атомной энергии города Владимира Илью Житкова и руководителя интеллектуального клуба «Командум» Артема Чернея.