Ансамбль Спасских церквей
Этот симпатичный ансамбль двух церквей находится на одной из самых высоких точек древнего центра Владимира – на Спасском холме. Собственно говоря, холм и стали назвать Спасским благодаря древней Спасской или по-другому – Спасо-Преображенской церкви XII века. Это более высокая, «холодная», церковь. Рядом расположена еще одна Спасская (Никольская) церковь, «теплая». Она заметно ниже, но со звонницей. Построена в конце XVII века. Чтобы не путать с соседней ее называют просто Никольской.
Обе церкви действующие, образуют единый приход Спасской и Никольской церквей. К ансамблю Спасских церквей на Спасском холме ведет, естественно, Спасская улица. Она поднимается от Большой Московской.
Основной исторический интерес представляет и внимание к себе привлекает более древняя Спасская (Спасо-Преображенская) церковь. До сих пор ученые продолжают дискуссию о том, какой смысл придавал этой церкви князь Андрей Боголюбский, возводя ее на этом месте с 1160 по 1163 год (о точной датировке тоже спорят).
Бесспорно то, что это территория Нового города. («Нового» по понятиям владимирцев XII века). И Спасский холм – издревле знаковая точка, настолько доминирующая, что она вровень с самым древним холмом Владимира, на котором высится Успенский собор. Кстати, этот великолепный вид на Успенский собор – тоже неизменное достоинство Спасской церкви с XII века. Андрей Боголюбский понимал толк в таких вещах. Авторитетнейший историк архитектуры Николай Воронин предположил, что Спасская церковь имела значение дворцового храма, и поэтому рядом был двор Андрея Боголюбского во Владимире. Учитывая авторитет Николая Воронина, эта версия с 50‑х годов встречается в путеводителях.
Однако в последние годы ряд ученых, в том числе Сергей Заграевский, высказывают сомнения насчет версии Воронина, приводя различные аргументы. При Андрее Боголюбском белокаменная Спасская церковь по архитектуре напоминала храм Покрова на Нерли. Поэтому С.Заграевский предполагает, что и Спасская церковь могла иметь такое же символическое значение.
Представим: въезжают гости в город через Золотые ворота, имевшие смысл триумфальной арки, а направо на холме – прекрасная Спасская церковь… Так или иначе, загадка первых десятилетий Спасской церкви окончательно не разгадана.
Известно, что здесь еще до монголо-татарского нашествия сложился Спасский Златовратский мужской монастырь. Обитель при штурме в 1238 году была разорена (один из основных проломов крепостных стен монголы сделали как раз напротив Спасской церкви). Настоятель тогда погиб в Успенском соборе.
До наших дней не дожил ни монастырь (упразднен в 1764 году), ни первоначальный облик Спасо-Преображенской церкви. Рядом с ней уже появилась в XVII веке церковь во имя Николая Чудотворца (Никольская), когда произошло несчастье – пожар 1778 года.
Тогда «сгорели обе церкви: церковь Преображения Господня с приделом Усекновения честныя главы Иоанна Предтечи и теплая во имя Николая Чудотворца, построенные издавна».
Видимо, Никольская пострадала меньше – потому что черты допетровской архитектуры сохранились. А Спасо-Преображенскую пришлось возводить заново, с использованием древнего белого камня понизу. В итоге мы видим сегодня «новодел» на древнем фундаменте конца XVIII века. Но надо отдать должное строителям – они попытались воспроизвести черты древней белокаменной архитектуры: использовали аркатурно-колончатые элементы, членение на прясла. Входы в храм имеют порталы «под древность», на штукатурке кирпичных стен сделали рустовку под белокаменную кладку.
С южной стороны, где близко обрыв, Спасо-Преображенская церковь укреплена мощными контрфорсами.
В советское время обе церкви были закрыты для верующих. По поводу Спасо-Преображенской 16 декабря 1937 года горсовет Владимира вынес постановление: закрыть церковь «как бездействующую ввиду отсутствия общины и служителей культа».
Отсутствие объяснимо: последний настоятель прихода Алексей Владычин был расстрелян.
Высокая церковь на высоком месте пригодилась под радиотрансляционную точку. Потом ее переделали в ремесленную мастерскую.
В 50‑е годы здесь вел раскопки Николай Воронин и кроме данных о периодах строительства Спасско-Преображенской церкви открыл белокаменную гробницу с останками знатной молодой женщины.
На закате советской власти в 1980 – 1993 годах памятник архитектуры служил складом старых декораций драмтеатра.
В 1993 году начались богослужения сначала в Никольской, затем и в Спасо-Преображенской церкви.
Значение храмового комплекса было подчеркнуто установкой часовни в честь 2000-летия христианства.
19 июля 1998 года, по данным сайта Владимирского благочиния, было отмечено сверхъестественное явление: во время воскресной литургии на иконе Иоанна Крестителя стала выступать маслянистая жидкость, вечером того же дня во время чтения акафиста, икона вся сверху донизу покрылась маслянистыми струями. После этого на разных иконах стали появляться капли мирры.
В 2013 году торжественно отмечалось 20-летие возобновления возрождения приходской жизни в ансамбле Спасских церквей.
В этом ансамбле памятниками федерального значения считаются Спасо-Преображенская и Никольская церкви, регионального значения – сторожка Никольской церкви (2‑ой половины XIX века).