ВластьЖизньОбщество

Пешеходная зона особого внимания

За много лет владимирцы уже привыкли к тому, что по большим и не очень большим праздникам главная улица исторического ядра областного центра превращается в подобие московского Старого Арбата. Как бы не ругались автолюбители, как бы не жаловались на заторы, достигающие в пешеходные периоды просто-таки угрожающих размеров, но временные неудобства терпели и продолжают терпеть все. Ведь нигде в городе больше нет улицы, предельно насыщенной историческими памятниками и сохранившей дух того времени, когда единственными доступными средствами передвижения были собственные ноги да лошадиные повозки.

Когда с приходом в область нового руководства зашла речь о том, чтобы вновь вернуть центральной улице статус исключительно пешеходной, общественность всполошилась не на шутку. Одно дело – несколько часов с черепашьей скоростью передвигаться по узким объездным улочкам, и совершенно другое, если такой процесс станет постоянным.

Идея очистить Большую Московскую от какого бы то ни было транспорта бралась не с потолка. Но вопрос состоит в том, насколько готов город к столь радикальным переменам.

Идеи, навеянные временем

Как уже упоминалось выше, создание пешеходного центра – отнюдь не спонтанное решение. Достаточно обратиться к истории, чтобы понять, чем руководствовались властьимущие, продумывая свою инициативу.

Улица, ставшая еще в 17 веке аортой города и носившая тогда название «Большая», была частью известного на всю Россию Владимирского тракта, по которому будущие каторжники на своих двоих добирались до мест ссылки. Спустя многие годы, уже в конце 18 века, когда был утвержден регулярный план Владимира, улица Большая стала коммерческим центром города, местом проведения массовых гуляний и крестных ходов. Спустя еще сотню лет восточная часть улицы Большой получила приставку «Московская», а западная – «Нижегородская». А в начале 20 века участок улицы от Золотых ворот до Соборной площади стал называться в народе «Шелопаевкой»: молодежь во все времена любила покутить как следует.

В век развития транспорта Большая Московская, тогда уже получившая в официальных документах название «Улица III Интернационала», одной из первых в городе пропустила по своей проезжей части автобусы, а 5 ноября 1952 года жители смогли увидеть Золотые ворота через окна троллейбусов.

Таким образом, вот уже более полувека центральная улица города является наикратчайшим путем для переезда из Москвы в Нижний Новгород. Однако воспоминания о временах, когда на улице вместо асфальтового покрытия лежала брусчатка, основательно засели в умах руководителей города и региона.

Робкие попытки

Идея Светланы Орловой по созданию пешеходной зоны относится к разряду «хорошо забытое старое». Дело в том, что подобная инициатива рассматривалась владимирским горсоветом еще 2 – 3 года назад. Прежде чем принять решение, предлагалось смоделировать различные ситуации, дабы проверить целесообразность проекта.

— Обсуждение шло довольно активно, и на комитетах, и в целом в горсовете. Несколько раз вопрос пешеходного центра поднимался на сессиях СНД, – вспоминает депутат Кирилл Ковалев. – Тогда Володя Мартынов предлагал не спешить с принятием решения, советовал провести предварительные исследования, прежде чем огульно убрать весь транспорт с центральной улицы.

Исследования эти заключались в том, чтобы для начала открывать пешеходное движение не только по праздникам, но и по выходным. Например, с 9 утра суббот до 9 утра воскресений. В будние дни трафик, как правило, выше, чем в уик-энды, поэтому такие пробные запуски не должны были привести к фатальным последствиям.

Но дальше разговоров дело не пошло: то ли после консультаций с Госавтоинспекцией, то ли еще по каким-то причинам идеи так и остались «висеть в воздухе».

Ставка на новые объездные пути

Главным аргументом, который должен был успокоить возмущенных автолюбителей, стал проект Лыбедской магистрали, пылившийся на полках еще с начала 2000‑х. Многократно перекраивавшиеся чертежи обсудили все, кому не лень, и пришли к выводу, что в актуальности трасса нисколько не потеряла, а даже наоборот, приобрела.

Правда, и здесь очень много «но». Строительство дороги – дело непростое, тем более в городских условиях. Если с отчуждением земель вопрос еще можно решить оперативно – достаточно одного волевого решения, то подготовка территории к будущим работам – процесс трудоемкий. Один только перенос коммуникаций чего стоит; а ведь нужно сделать все так, чтобы не создавать неудобств местным жителям.

В связи с продолжительностью возведения магистрали весьма нерациональной выглядит идея создания владимирского Арбата в этом году – а по некоторым данным, пешеходным центр города станет уже на майские праздники. Даже если этого не случится, у региональных властей есть «запасной» вариант – на период празднований 70-летия создания Владимирской области, которые пройдут в октябре. Ни в том, ни в другом случае Лыбедская трасса готова не будет – можно говорить об этом со стопроцентной уверенностью.

Город без троллейбусов?

Нерешенным остается вопрос и с электрическим общественным транспортом. Закрытие центра для проезда означает фактическую ликвидацию сразу пяти маршрутов, по меньшей мере, три из которых являются жизненно важными. Судите сами: троллейбусы №1 и №5 сравнительно быстро доставляют жителей юго-западных районов до вокзалов, а №8 описывает круги по всему городу, позволяя добраться практически в любую его точку.

Возможно и такое развитие событий: исчезновение пяти маршрутов из восьми резко снизит рентабельность ОАО «Владимирпассажиртранс» и в конце концов может привести к его ликвидации: все-таки потери значительной части пассажиров (а таковых 24 миллиона в год!) напрямую связано с потерями финансовыми. Бюджет города, из которого будут содержаться неиспользуемые километры электросетей, понесет значительные убытки. Десятки водителей, кондукторов и сотрудников из числа обслуживающего персонала останутся без работы. А в областном центре сама собой появится довольно крупная по меркам региона монополия в лице одного небезызвестного автобусного перевозчика.

Любопытно, что городские власти пока никак не комментируют возможные глобальные изменения. И непонятно, какую позицию они занимают. Чаще всего от чиновников можно услышать лишь стандартное «Вопрос изучается» или «Вопрос довольно сложный».

Альтернативные варианты

Решением всех вышеобозначенных проблем может стать создание пешеходных зон на прилегающих к Большой Московской улицах: Георгиевской, 2‑й Никольской и так далее. Своим мнением с нами поделилась директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова:

— Вспомните, когда проходила ярмарка, какие были пробки. Пешеходный центр – очень непростой вопрос. Нужны альтернативные пути проезда, нельзя сгоряча принимать подобные решения. Сколько лет уже говорят о Лыбедской магистрали? А вопрос так и не сдвинулся места.

Я очень надеюсь, что пешеходной станет улица Георгиевская, зона от Старого Владимира до Старой аптеки. Это же историческое место, там огромное поле для деятельности: можно устраивать импровизированные концерты рядом с Центром классической музыки, та же кузница, в конце концов… Здесь главное принять взвешенное, волевое решение. Как говорится, «семь раз отмерь, один раз отрежь».

Заведующий кафедрой автомобильных дорог Владимирского государственного университета Эдуард Семехин придерживается той же точки зрения, о чем он рассказал в интервью одному из владимирских изданий:

— Лично я считаю, что создание полностью пешеходного центра – не лучшая идея. Во Владимире не так много трансгородских магистралей, а если перекрыть и существующую, город просто увязнет в пробках. В качестве альтернативного варианта вполне сгодятся маленькие улочки, например, 2‑ая Никольская. Достаточно будет просто привести улицы в надлежащий вид.

***

В одном из прошлогодних интервью известный владимирский архитектор Игорь Столетов тоже высказывался на тему пешеходного центра. С точки зрения специалиста, создание владимирского Арбата недопустимо:

— Пешеходная зона от владимирских Золотых Ворот до Соборной площади уже сама по себе – грубое нарушение историзма. Объясню, почему.

Главная улица города, проходящая через Золотые Ворота, – часть дороги, ведущей с Запада на Восток, от Парижа до Владивостока. Кроме того, через нее лежал путь воинов Александра Невского. А значит, она важна именно как дорога, но не как пешеходная зона. Помню 41 год. Эта дорога была еще и дорогой жуткой трагедии. Через нее шла вся Москва: в середине ехали на машинах, по сторонам — на лошадях, вдоль домов из первопрестольной плелись беженцы. Главная улица Владимира – дорога российских слез и побед, и ни в коем случае нельзя делать ее пешеходной.

В свое время Игорь Александрович сделал многое для того, чтобы сохранить владимирские памятники архитектуры от сноса. Может быть, к его словам прислушаются и сегодня?..

В любом случае, последнее слово останется за властями. И в этот раз необходимо принять действительно тщательно продуманное решение.

Back to top button