БлогИстория городаЛетопись

Этот день в истории Владимира: 4 апреля

4 апреля 1929 года в деревне Михейково, ныне Кольчугинского района, родился владимирский художник-монументалист и график, мастер акварели Виктор Иванович Шамаев.

Как сообщает о нем научный сотрудник ВСМЗ Надежда Севастьянова на сайте Владимирского отделения Союза художников, Виктор Шамаев приехал во Владимир в 1958 году, по окончании Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени Мухиной. Много трудился в мастерских Владимирского отделения Художественного фонда России. Как монументалист оформлял Владимирский планетарий, Владимирский государственный университет (портреты ученых), областную и городскую библиотеки, цеха тракторного завода.

Излюбленной техникой Виктора Шамаева стала акварель. А мастерство принесло ему репутацию ведущего акварелиста Владимирского Союза художников.

Виктор Шамаев – участник многочисленных выставок, включая Всесоюзные и Всероссийские.

4 апреля 1941 года в Воронеже родился Эдуард Митрофанович Маркин, хоровой дирижер, народный артист России, почетный гражданин города Владимира. И – подвижник, преобразивший облик музыкальной культуры Владимира.

Уроженец Воронежа, выпускник Новосибирской консерватории, которого судьба привела во Владимир в 1973 году, совершил здесь у нас подлинную культурную революцию во имя музыкальной классики.

Владимир, не имеющий консерватории, без Эдуарда Маркина мог навсегда остаться городом рожечников, балалаечников и «калинки-малинки», при всем уважении к фольклору. 

Вот лишь основные революционные этапы от маэстро Маркина: в 70‑е годы он создает во Владимире камерный взрослый хор, зазвучавший на всю страну; в 80‑е появляется его не менее знаменитая капелла мальчиков и проходят Танеевские хоровые фестивали; в 90‑е годы – взята новая высота, уже инструментальной классики – Эдуард Маркин создает губернаторский симфонический оркестр (у губернатора просто выхода другого не было, таким напором обладает маэстро). Оркестр Эдуард Маркин вверяет своему сыну Артему.

Параллельно создан уникальный Зал классической музыки внутри дома купца Куликова.

Президент Путин во время первого визита во Владимир идет прямиком на хоровой концерт к Эдуарду Маркину – еще в Георгиевскую церковь.

Похоже, утомленные безостановочным порывом Эдуарда Маркина чиновники попытались выбить маэстро из седла, вынудив уйти с должности директора «Центра хоровой музыки Владимиро-Суздальской Руси» в 2008 году.

А он снова «поднялся», и вскоре по соседству с первым Залом классической музыки создал еще один зал хоровой музыки – в бывшем кинотеатре «Кругозор».

Спустя более 40 лет после появления Эдуарда Маркина во Владимире его юные воспитанники-хористы пели во время Олимпиады в Сочи – ну а чьи еще?!

Так Эдуард Маркин превратил скромный Владимир в один из центров музыкальной классики страны. 

4 апреля 1976 года в Москве скончался великий историк и археолог, уроженец города Владимира Николай Николаевич Воронин, непревзойденный исследователь Владимиро-Суздальской архитектуры.

Можно долго перечислять его труды и звания, пытаться обозреть его интеллектуальное наследие. Оно огромно. Главное чудо заключается в том, что как ученый Николай Воронин все еще не умер. Он до сих пор как живой присутствует в научном пространстве – столько он успел найти, изучить, предположить, высказать версий и догадок по поводу крупнейших памятников древнего зодчества!

До сих пор любой исследователь владимиро-суздальской архитектуры должен начать с Воронина – сверить свои поиски с его трудами, либо подтвердить его выводы, либо поспорить с ними.

4 апреля 1994 года во Владимире скончался поэт Борис Петрович Репин, которого судьба привела в наш город на склоне лет, когда он был уже зрелым автором с российским именем.

Он пожил во Владимире совсем недолго, приехал сюда с Сахалина в 1992 году.

Родился он 2 января 1923 года в селе Воскресенское Астраханской области. Так что честь ему воздают и астраханцы, и сахалинцы, и мы должны.

Борис Репин воевал на Великой Отечественной, после войны жил на Сахалине. Работал там учителем истории и писал стихи.
Активно печататься начал в 1960‑е годы в толстых литературных журналах «Новый мир», «Октябрь», «Наш современник», «Аврора», «Волга». Вышли у него и книги.

В стихах Борис Репин вновь и вновь осмысливал судьбу своего поколения фронтовиков.

Вот небольшое стихотворение, очень характерное для этого поэта. И к годовщине его ухода очень подходящее.

ГОСТЬ
Хозяином так и не стал.
В шинели, насквозь пропыленной,
вошел в этот мир, словно в зал
музейный, застыв удивленно.
Пилотку стянул с головы.
Простор без конца и без края –
от самых Курил до Невы
лежала страна голубая.
Беда? Сокрушили беду,
и стало просторней и шире.
Пришел ненадолго, уйду.
Я гость в этом сказочном мире…

Back to top button