История

Лекарство от инфлуэнцы и маскарад в театре «Ампир»

Есть несколько версий происхождения фразы «Реклама – двигатель торговли», но чаще всего авторство приписывают Людвигу Метцелю, которые в 1878 году открыл в Санкт-Петербурге первое в России рекламное бюро. Правда, фраза изначально звучала чуть-чуть иначе – «Объявление – двигатель торговли», но суть не в этом.

В начале 20-го века практически ни одна газета не выходила без объявлений. В областной библиотеке им. Горького сохранилось несколько номеров «Старого Владимирца» за первые месяцы 1914 года, которые мы решили изучить на предмет рекламы столетней давности.

В «Старом Владимирце» под рекламные объявления отводились лучшие места. Данных о том, сколько стоило опубликовать в местной газете информацию, у нас нет, но и сто лет назад размещение на первой полосе было дороже, чем на других.

Традиционно много было объявлений на последней странице. Вот, например, реклама мыла «Конекъ», рассчитанная на прекрасную половину человечества. Действительно, кто из дам не хочет «нежное, чистое лицо, цветущий, свежий, молодой вид, белую, мягкую как бархат кожу…»? При этом продавец намекал, что не всякое мыло «КонекЪ» одинаково полезно: «Требуйте только красную упаковку».

Но вот по какому чудесному рецепту оно варилось и что за волшебные добавки были в этом мыле – не указывается. А жаль, современным женщинам было бы интересно.

1 3 14

Благотворительные лотереи – изобретение не нашего времени. И сто лет назад в «Старом Владимирце» горожанам предлагалось приобрести за 25 копеек лотерейный билет. Собранные средства планировалось потратить на строительство детского приюта в городе Боровичи. Розыгрыш был запланирован на 11 марта, главному победителю полагался серебряный столовый сервиз на 12 персон в дубовом футляре. За второе место – золотые мужские часы, остальные выигрыши – «разные серебряные вещи».

Для участия в лотерее деньги нужно было выслать в Саратовскую губернию, в город Голый Карамыш (сегодня он называется Красноармейском). Чтобы у владимирцев не возникали мысли по поводу мошенничества, начиналось объявление словами «С разрешения Правительства…»

2 3 14

Реклама лекарства от лаборатории со сложным названием «Пен-Экспеллер – Якорный» – владимирцам предлагалось с доставкой из Санкт-Петербурга лучшее средство от ревматизма, инфлуэнцы и простуды. Не знаете, что такое инфлуэнца? Оказывается, так сто лет назад называли острое инфекционное вирусное заболевание дыхательных путей, попросту – грипп.

3 3 14

Практически как и сегодня, сто лет назад через газету «Старый Владимирец» искали распространителей. Вот одно из подобных объявлений – обратите внимание, прямым текстом не говорилось, что именно нужно распространять. Зато указывалось, что этот заграничный предмет необходим всем канцеляриям, банкам, учреждениям и конторам. По всем вопросам надо было писать в Киев.

4 3 14

Из следующего блока объявлений владимирцы могли узнать, что «Владимир Гаврилович Пышкин передает квартиру в 5 комнат с отоплением, водопроводом и электрическими проводами в доме наследников А.А. Кузнецова по Большой улице (напротив Гостиного двора)». Как известно, улица Большая сегодня называется Большой Московской, а Гостиный двор – это нынешние Торговые ряды.

Правая колонка – объявления от владимирских врачей, а сразу под ними «скрытая» реклама алкогольной продукции. Кстати, для 1914 года – интересный ход.

5 3 14

Причем реклама этого производителя кочевала из номера в номер, и всякий раз ее старались подать небанально. Вот, например, в стихотворной форме. И напомним, что сегодня реклама алкоголя в печатных СМИ запрещена.

6 3 14

Театр «Ампир» (ныне – пустующий кинотеатр «Художественный») в 1914‑м году приглашал горожан на «грандиозный премированный бал-маскарад с выдачей двух роскошных премий за наиболее оригинальные дамские костюмы». Почему только дамские? Видимо, сто лет назад мужчинам наряжаться было как-то несолидно. Подробности обещали своевременно публиковать на афишах.

Кроме того, готовилась к постановке «сенсационная картина сезона «Ревность» по произведению русского писателя и драматурга Михаила Арцыбашева.

7 3 14

Продолжение обзора рекламы 1914-го года ждите через месяц, в нашей постоянной рубрике, посвященной газетам ХХ века.

Back to top button