БлогИстория городаЛетопись

Этот день в истории Владимира: 13 апреля

13 апреля 1857 года во Владимирской губернии родился духовный писатель, педагог и краевед Василий Маркович Березин, один из авторов уникального «Историко-статистического описания церквей и приходов Владимирской епархии».

Василий Березин окончил престижную Киевскую духовную академию, преподавал во Владимире в семинарии и епархиальном женском училище. Его главным трудом в краеведении стало «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» в пяти томах. Березин был одним из составителей этого капитального свода данных, в котором кропотливо зафиксировано состояние всех приходских храмов в последнем десятилетии девятнадцатого века – тома выходили один за другим в 1890‑е годы.

Иметь этот труд в своем собрании – гордость самых крупных библиотек. Василий Березин в этом уникальном многотомном издании выполнил описание храмов Суздальского, Юрьевского, Шуйского, Ковровского и Владимирского уездов. 

Скончался он в 1919 году.

13 апреля 1888 года владимирская Городская дума приняла постановление о регламентировании извозного промысла.

Извозчики были основным средством передвижения по городу, среди них было немало потомственных ямщиков, оставшихся не у дел после постройки железной дороги.

По решению Городской думы, до извозного промысла не допускались лица моложе 15 лет и дряхлые старики. Необходимо было заплатить взнос: каждый легковой извозчик вносил по 4 рубля 50 копеек, ломовой (с грузовой телегой) – по 1 рублю 20 копеек.
Из этих денег 20 копеек шли на уплату за особую бляху, которую извозчики должны были прикреплять на свой экипаж, и иметь дубликат для предъявления нанимателю, если он потребует. Места стоянок, их чистота, своевременная уборка на стоянках тоже строго регламентировались.

Извозчики были обязаны «всегда быть трезвыми, вежливы и исправны в одежде, экипажи содержать в исправности и чистоте, иметь в упряжке лошадей здоровых и смирных, в исправной ременной сбруе. В дождливое время колёсные экипажи легковых извозчиков должны быть снабжены кожаным верхом и фартуками, прикреплёнными наглухо к пролёткам, а в зимнее время сани должны быть с полостью. Извозчики должны строго наблюдать за целостностью вещей, вверенных им нанимателями.

За всякое нарушение вышеизложенных правил, особенно же за неисправность сбруи и экипажа, или за езду в пьяном виде и грубость с проезжающими городская управа всегда вправе отобрать у виновного его билет с лишением его права заниматься промыслом в текущем полугодии или в следующем».

На извозчиков возлагалась обязанность «оказывать возможное содействие отвозом больных, поднятых полициею на улицах, пьяных и умерших в полицейские части или в больницу». Но не бесплатно. За это извозчикам платили в зависимости от расстояния, на которое необходимо было перевезти пострадавшего.

По причине взаимосвязи с властями извозчики считались информаторами полиции. Именно поэтому Ленин, нелегально прибывший во Владимир в 1893 году, предпочел идти на встречу с марксистом Федосеевым в Залыбедье пешком, а не ехать на извозчике.

(С использованием данных статьи Валентины Титовой «Владимирская городская дума и жизнь владимирцев» // Старая столица: краеведческий альманах. Вып. 4. Владимир, 2010.)

13 апреля 1913 года во Владимире скончался старший нотариус Николай Леонидович Федоровский.

Он был похоронен на Князь-Владимирском кладбище, и в юго-восточной части городского некрополя сохранилось надгробие с эпитафией от коллег покойного: «Вечный покой! Труженику Николаю Леонидовичу Федоровскому 1840 – 1913 от почитателей его сослуживцев нотариусов Владимирской губернии».
Николай Федоровский и впрямь показал отличный пример успешной карьеры юриста.

Сын суздальского священника, окончив Владимирскую духовную семинарию, начал в 1862 году службу в канцелярии губернатора, а затем во Владимирской палате уголовного суда канцелярским служащим. Менее чем через три года он уже был столоначальником. Потом его назначили исполнять должность секретаря суда.

В 1883 году Федоровский достиг должности старшего нотариуса – то есть возглавил нотариат всей губернии. Награждён орденами св. Станислава 3‑й и 2‑й степени, св. Владимира 4‑й степени. В 1895 году произведён в статские советники. В 1896 году удостоен еще и серебряной медали «В память царствования императора Александра III». И все – за безупречную службу.

Надгробие старшего нотариуса пришло с годами в весьма запущенное состояние, но недавно было отреставрировано.

(По статье Александра Капусткина «Федоровский Николай Федорович» // Старая столица: краеведческий альманах. Выпуск 4.)

Back to top button