Апрель 1939-го: «Пасха – вредный, реакционный праздник…»
Сегодня мы пролистаем владимирские газеты за апрель 1939 года и вспомним, что волновало наших земляков 75 лет назад.
В начале второго весеннего месяца в «Призыве» все еще публиковались хвалебные отзывы на XVIII съезд ВКП(б), состоявшийся в марте. Мы решили напомнить, что писали владимирцы «дорогому Иосифу Виссарионовичу». Также в сегодняшнем обзоре старой прессы статья о том, почему пасха – вредный праздник, и заметка про массовика и баяниста в цехе завода «Автоприбор».
«Товарищу Сталину», письмо, опубликованное в газете «Призыв» 2 апреля 1939 года.
«Дорогой Иосиф Виссарионович!
Партийный актив Владимирской городской партийной организации, собравшись для обсуждения итогов XVIII съезда Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков), шлет Вам, великому рулевому, вождю, учителю и другу свой пламенный большевистский привет.
За работой XVIII съезда ВКП(б), который проходил под Вашим мудрым руководством, следила вся наша партия, все трудящиеся нашей страны и наши взоры прежде всего были направлены к Вам, великому вождю, учителю и лучшему другу.
Ваш доклад есть блестящее подтверждение торжества ленинско-сталинской генеральной линии партии, победы социализма в нашей стране.
Под вашим мудрым руководством окончательно ликвидированы эксплуататорские классы и эксплуатация человека человеком, завершена техническая реконструкция народного хозяйства, неизмеримо поднялся материальный и культурный уровень трудящихся, создалось и укрепилось морально-политическое единство всего народа.
Ваш исторический доклад на XVIII съезда ВКП(б), товарищ Сталин, есть ценнейший вклад в теоретическую сокровищницу марксизма-ленинизма. Он послужит нам боевой программой действий по осуществлению великих задач третьей пятилетки.
Вы разработали учение о строительстве коммунизма, подняли на новую высоту учение о социалистическом государстве, разработали учение о кадрах нашей социалистической родины.
Задачу, поставленную Вами, товарищ Сталин, догнать и перегнать в экономическом отношении в ближайшие 10 – 15 лет наиболее развитые капиталистические страны, поддерживает вся наша партия, весь советский народ.
Под Вашим мудрым руководством партия разгромила презренных врагов народа, троцкистско-бухаринских и буржуазно-националистических агентов фашизма, очистив от перерожденцев советские и партийные организации. Партия стала еще более единой в своей политической и организационной работе.
Новый сталинский Устав большевистской партии еще больше цементирует партию Ленина-Сталина, еще выше поднимает партийно-политическую работу, помогает успешно разрешить выполнение задачи постепенного перехода СССР от социализма к коммунизму.
Собрание партийного актива, как и вся партийная организация, заверяет Вас, товарищ Сталин, в том, что большевики Владимира, проводя неуклонно в жизнь Ваши указания, решительно выкорчевывая остатки троцкистско-бухаринских вражеских гнезд фашизма, мобилизуют всех трудящихся города и района на борьбу за выполнение решений XVIII съезда, сталинской программы борьбы за коммунизм.
Да здравствует Ленинско-Сталинский Центральный Комитет нашей партии!
Да здравствует наш любимый великий Сталин!»
«Пасха – вредный, реакционный праздник», статья в газете «Призыв» от 4 апреля 1939 года, автор – Ф. Олещук.
«Рабочие и колхозники СССР ежегодно справляют революционные праздники. Это – дни, посвященные выдающимся событиям героической борьбы рабочего класса за освобождение трудящихся от гнета капиталистов, помещиков, кулаков.
Революционные праздники – это радостные праздники побед и достижений трудящихся в борьбе за социализм.
Совершенно противоположную картину представляют праздники религиозные. Эти праздники должны закреплять в сознании трудящихся капиталистических стран выгодную эксплуататорам рабскую идеологию: упование на бога, терпение и смирение перед угнетателями, отказ от борьбы за лучшую жизнь на земле. (…)
В основе праздника пасхи лежат вреднейшие идеи. Религия утверждает, что человек по природе своей «грешен», и что в странах капитализма все страдания людей: безработица, голод, нищета и т.д. – объясняются не тем, что существует эксплуататорский, несправедливый, грабительский строй, а тем, что «люди греховны». Блаженство-де возможно только на небе, учит религия. Кому выгодно учение о загробной жизни? Конечно, эксплуататорам! Трудящимся капиталистических стран предлагается терпеть страдания, терпеть гнет и нищету в «земной» жизни с тем, чтобы души их блаженствовали… после смерти.
И в нашей стране пасха играет вредную, реакционную роль. В дни пасхи во всей своей отвратительной наготе оживают пережитки старого быта, наносится ущерб социалистическому производству, в особенности сельскому хозяйству. В прошлом году были случаи, когда иные верующие колхозники не работали в течение нескольких дней. Это не могло не помешать своевременному выполнению планов весенней пахоты и сева в колхозах, что, конечно, на руку врагам колхозного строя, врагам народа.
Пасха, подобно другим религиозным праздникам, усиленно используется антисоветскими элементами в их борьбе с социалистическим строительством. (…)
Необходимо помнить, что разоблачение классовой сущности религии и религиозных праздников – одна из важнейших задач коммунистического воспитания трудящихся. Религия – пережиток капитализма, а преодоление пережитков капитализма в сознании людей имеет решающее значение в коммунистическом воспитании трудящихся, которое помогает созданию новых навыков и понятий, нового быта и мировоззрения советского общества, несовместимого с рабской и унизительной идеологией религии.»
«Массовик и баянист пришли в цех завода «Автоприбор», заметка в газете «Призыв» от 6 апреля 1939 года, автор – А. Карнулин.
«Это самое обычное явление. В свободное время обеденного перерыва девушки, юноши, а иногда с ними и пожилые, собираются в цехе группами и весело распевают любимые песни, в которых славят счастливую родину, радостный труд, его героев.
Но на этот раз обеденный перерыв был необычным, более организованным. В цех пришел из заводского клуба массовик т.Федоров с баянистом Струковым и объявил:
- Скоро мы с вами будем праздновать Первое Мая. Давайте разучивать массовые песни, чтобы наша первомайская колонна была всех веселей.
Массовик повесил длинную полосу бумаги, на которой крупным шрифтом была написана песня нашей любимой Красной Армии и всего советского народа – «Тачанка».
Кругом массовика и баяниста собрались около 50 молодых и пожилых рабочих.
- Ну, споем, все споем! – сказал тов. Федоров.
Весело заиграл баян. Запевалом выступил массовик, ободрил своим началом собравшихся и все хором подхватили песню «Тачанка».
При повторении песни в хор включилось еще несколько человек, а в третий раз еще больше, притом из цеха пожилых. В первый раз в цехе №3 разучивали две песни, и когда настало время начинать работу, девушки и юноши, пожилые рабочие расходились по своим местам довольные, веселые, прося массовика: «Приходите к нам почаще».
Массовик с баянистом из третьего цеха пошли в шестой, где обеденный перерыв только начинается, и здесь также собрали рабочих и работниц и организовали разучивание массовых песен.
В этот же день прошло организованно массовое пение в пятом цехе.
Нужно пожелать работникам клуба, чтобы этот вид массовой работы и связи со своим коллективом был закреплен и в будущем.»