БлогИстория городаЛетопись

Этот день в истории Владимира: 17 апреля

В ночь с 17 на 18 апреля 1874 года вандалы разрушили скамейки, столики, беседки, установленные на средства купца Николая Боровецкого на Козловом валу.

Казалось бы, владимирцам нравилось устраивать гуляния на валу, ранее запустелом и преобразившемся только благодаря Боровецкому. Козлов вал даже стали в честь благотворителя назвать Боровецким бульваром. В 1870‑е годы на бульваре устраивались гуляния с музыкой и фейерверками, а доходы передавались в пользу госпиталей Красного Креста.

И все-таки кому-то красота помешала. После ночного погрома Боровецкий дал объявление в газету, и дважды повторял его, пообещав вознаграждение за раскрытие содеянного. Но об установлении личностей и наказании виновных ничего не известно.

И тенденция разрушения возобладала с годами: и, в конце концов, от фонтана, скамеечек и беседок Боровецкого ничего на Козловом валу не осталось.

(Источник: «Записки владимирских краеведов. Владимирский именослов». Сборник пятый).

17 апреля 1907 года полиция внезапно нагрянула с обыском на квартиру учителя Алексея Скобенникова в доме по Ильинской-Покатой во Владимире.

Улики были налицо: устав нелегальной Владимирской военной окружной организации РСДРП, воззвания, шифр, нелегальная литература, паспортные бланки с печатями, форма солдат 10-го Малороссийского полка и прочее.

Дело в том, что уроженец Суздаля Алексей Иванович Скобенников, работавший учителем во Владимире, был революционером-подпольщиком, большевиком с 1905 года. Флигель купца Егорова на Ильинской покатой (ныне дом 23) он превратил в штаб-квартиру военной социал-демократической организации. Скобенников и его группа установила связь с солдатами Владимирского гарнизона.

Но в 1907 году власти решительно «дожимали» попытку первой русской революции. И вот группа революционеров была разоблачена. Алексей Скобенников провел 4 года во Владимирской каторжной тюрьме (Владимирском централе). В феврале 1912 года был сослан в Сибирь.

17 апреля 2010 года на 99‑м году жизни скончался Валерий Юрьевич Янковский, писатель, знаток природы и охоты, потомок польского дворянского рода. 

Он приехал жить во Владимир в 1968 году уже в зрелом возрасте, многое испытавший. И словно приоткрыл владимирцам окно в удивительный мир Дальневосточного края.

Туда был сослан в XIX веке дед Валерия Янковского – польский дворянин-повстанец. О деде, отце, своей юности в Южном Приморье Янковский начал писать во Владимире.

Дед и отец Янковского создали в Приморье крупное частное хозяйство, в котором разводили лошадей и оленей. Янковские были и профессиональными охотниками на тигров, медведей, оленей и прочих обитателей дальневосточной тайги, знатоками редких растений.

И все эти семейные дела продолжил сам Валерий Янковский, который родился 28 мая 1911 года во Владивостоке. В 1922 году семья Янковских эмигрировала в Корею.

В 1945 году во время войны с Японией Янковский вступил в Красную армию добровольцем, был военным переводчиком с китайского и корейского. Но потом всё же попал под репрессии, прошел сталинские лагеря.

После реабилитации он с 1950‑х годов много писал в журналы – «Вокруг света», «Охота и охотничье хозяйство» и другие – об охоте и таежных приключениях. Но первые книги вышли у Янковского, уже когда он жил во Владимире: «В поисках женьшеня», «Нэнуни-четырехглазый», «Охота», «Новинка», «Тигр. Олень» и другие. Его произведения – где-то на стыке документальной и художественной прозы. Как говорят – «литература реальных событий». 

До последнего он делился историей династии Янковских и тем, что знал и испытал. Поддерживал связь из Владимира и с родным Приморьем, и с родственниками за рубежом.

Он и членом Союза писателей стал только в 1988 году, когда ему уже было крепко за 70. А еще во Владимире Янковский упорно пытался выращивать женьшень – удивительно капризное, но зато целебное растение.

Янковский был на удивление жизнестойким и независимым человеком. До конца сохранял светлый ум и продолжал писать. За два года до смерти во Владимире была издана книга Валерия Янковского «13 разбойников», куда вошли ранее опубликованные повести «Побег», рассказы, эссе «Моя Корея», написанное в 2007 году.

Даже смертью Янковский всех поразил. В свои 98 лет писатель, как обычно, упражнялся на турнике(!), но сорвался и получил серьезную травму.

Back to top button