БлогИстория

От Первой мировой войны до белокаменной резьбы

Очень длинный день выдался у работников областной научной библиотеки 25 апреля. Перед «Библионочью» они в светлое время суток принимали крупнейшее ежегодное собрание краеведов – XIX международную краеведческую конференцию. По традиции, конференция была посвящена важнейшему юбилею года. А таковым в этом году является 100-летие начала Первой мировой войны.

Главную тему и слово «международная» в названии поддержали наши союзники в обеих мировых войнах – французы. Два исследователя истории из Парижа Седрик Пернетт и Стефан Буржо выступили на пленарной части конференции. Пленарная часть и была посвящена Великой войне, как называли Первую мировую, пока не устроили Вторую.

Союзники из Парижа

Французы добрались до Владимира уже по проторенной дороге. Еще в прошлом году по приглашению председателя Союза краеведов Владимирской области профессора ВлГУ Андрея Тихонова профессор Сорбонны Седрик Пернетт выступил во Владимире на такой же конференции.Тем более что он хорошо владеет русским.

На этот раз парижский профессор-краевед привез с собой товарища по увлечению Стефана Буржо. Повара-краеведа! Да-да, месье Буржо от своей поварской профессии выбрал и тему по родной истории: он изучает питание французской армии во время Первой мировой войны.

Послушали мы его и поняли возможную причину, почему русская армия повернула штыки против своего правительства во время Первой мировой, а французская – нет. Французов на фронте их правительство неплохо кормило.

Ну а профессор Седрик Пернетт рассказывал о проблемах сохранности памятников воинам Первой мировой войны во Франции. Такие памятники у нас только еще начинают ставить, не прошло и сотни лет!

Выступления краеведов с владимирской стороны смотрелись достойно, прежде всего благодаря Александру Коллерову и Андрею Самойлову из Коврова, – это лучшие знатоки формирования и действий полков из Владимирской губернии во время Первой мировой.

Кстати, материалов о Владимирском крае во время Первой мировой войны в областной библиотеке немало, судя по докладу главного библиографа отдела краеведения Людмилы Могильной. Так что много еще пробелов можно восполнить.

Откуда есть пошла белокаменная резьба?

Итак, главная тема конференции была – Первая мировая война. Но далеко не единственная. После «пленарки» состоялись еще семь тематических секций, где война упоминалась лишь местами. Попытаться успеть даже только на самое интересное на разных секциях было немыслимо!

Поэтому я воспользовался возможностью «живьем» послушать очень интересного исследователя – доктора архитектуры Сергея Заграевского из Москвы. Кто не знаком, загляните на его сайт http://www.zagraevsky.com/ , и многое поймете сразу.

А если хотя бы слегка вчитаться в его статьи, то творческая и научная смелость члена-корреспондента Российской Академии художеств тем более произведет впечатление.

Сергей Вольфганович пересматривает и переосмысливает историю древнерусской архитектуры. Полемизирует с выводами самого Николая Воронина и других авторитетов. Кроме того, Сергей Заграевский читает лекции будущим экскурсоводам ВСМЗ, и вообще давно сотрудничает с музеем-заповедником.

На этот раз он задумался, можно ли найти истоки скульптурного декора домонгольских белокаменных храмов – Покрова на Нерли, Успенского и Дмитриевского соборов, сравнивая техники и стили древних мастеров.

Заграевский согласен с Ворониным в том, что Андрей Боголюбский действительно приглашал зодчих из Германии, например, для строительства Успенского собора. Это видно по самому собору.

Но кто делал декор? Все эти маски, львов, святых и грифонов? Откуда они?

И вот Сергей Заграевский, гуляя по Европе, мимоходом осмотрел десятки храмов аналогичного периода. Сотни фотографий он приложил к статье «О научных перспективах поиска истоков и прототипов белокаменного скульптурного декора домонгольских храмов Северо-Восточной Руси». И показал, что подобного декора, как на храмах во Владимире, было много и в Италии, и в Германии, и в Англии, и во Франции, и в Испании, и в Греции, и в Армении.

И вот вывод Заграевского: «Поиск конкретных истоков и прототипов владимиро-суздальского декора методами стилистического и любого другого искусствоведческого анализа научных перспектив не имеет, и данный вопрос рекомендуется закрыть до появления документальных свидетельств». То есть до того, как будут найдены указания в древних архивах, какие мастера и откуда отправились во Владимир к Боголюбскому.

На секции по истории архитектуры, которую вела Татьяна Тимофеева из ВСМЗ, по этому поводу возникла дискуссия.

…Очень разнообразной была XIX конференция краеведов, даже темы трудно перечислись. Подождем до выхода сборника докладов, чтобы все оценить. Правда, библиотека обещает по традиции напечатать его только через год – к будущей конференции.

Back to top button