БлогИстория городаЛетопись

Этот день в истории Владимира: 4 мая

4 мая 1244 года в новгородском Юрьевском монастыре скончалась супруга великого князя Владимирского Ярослава Всеволодовича Ростислава (Феодосия) Мстиславна, мать Александра Невского.

Ростислава и Ярослав, в крещении Феодосия и Феодор, оставили по себе память как любящая княжеская пара, у которой родилось много детей. В браке они прожили 30 лет, и лишь перед смертью Ростислава ушла в монастырь в Новгороде, который они часто с мужем посещали.

Ростислава была, по некоторым сведениям, второй женой Ярослава. Что стало с первой – половецкой княжной – не ясно, но детей от первого брака у Ярослава летописи не зафиксировали. Зато начало супружества с Ростиславой было очень непростым. Дело в том что Ростислава была дочерью харизматичного полководца князя Мстислава Удатного (Удалого) – из смоленских князей, который был также новгородским князем. Поэтому Ростиславу часто называют Смоленской. Хотя родилась она в Торопце, в вотчине отца.

В 1214 году Ростиславу выдали замуж за Ярослава Всеволодовича, но получилось так, что Ярослав в борьбе за власть поддержал брата Юрия и противостоял тестю Мстиславу Удалому в битве при Липице в 1216 году. В той самой, в которой Ярослав и потерял свой знаменитый шлем – лучший образец княжеских шлемов того времени. 

Ярослав оказался в числе проигравших, а победитель-тесть в гневе забрал у зятя свою дочь. Смягчился Мстислав только в 1218 году, и пара воссоединилась. Надо полагать, ко взаимной радости.

В 1220 году княгиня Ростислава родила сына Фёдора, в 1221‑м – Александра, прозванного позже Невским. Оба они стали святыми заступниками Русской земли. А у Ростиславы и Ярослава родились еще Андрей, Михаил (прозванный Хоробритом), Даниил, Ярослав, Василий и Константин. В общем, из всех братьев многодетностью в отца Всеволода Большое Гнездо пошел именно Ярослав. Благодаря, конечно, своей замечательной жене. 

А Ростислава-Феодосия вошла в церковную историю как святая Ефросиния – такое имя она получила в иночестве.

Супруг Ярослав пережил ее лишь на два года.

4 мая 1917 года газета «Старый владимирец» сообщила, что несколько уважаемых в городе купцов подверглись продразверстке: «Обследование муки дало следующие результаты: у Муравкиных, Овсянникова, Васильева и др. нашлось от 30 до 35 пудов, не более. Все эти запасы реквизированы».

Продразверстку, то есть отъем «излишков» зерна и муки у крестьян и торговцев придумали не большевики, а еще царское правительство в 1916 году. Шла Первая мировая война, продовольствия не хватало. Хлебные карточки также пришлось вводить еще при царе.

Пришедшее к власти временное правительство 25 марта 1917 года ввело хлебную монополию, предполагавшую передачу властям всего объёма произведённого хлеба за вычетом установленных норм потребления на личные и хозяйственные нужды.

Попали под разверстку и владимирские купцы, несмотря на то, что были и без того известными благотворителями. 

4 мая 1978 года принят Указ Президиума Верховного Совета РСФСР, согласно которому деревня Семязино Суздальского района была включена в состав города Владимира.

Судя по спискам населенных мест Владимирской губернии, деревня Семязино упоминалась по сведениям за 1859 и 1863 годы в составе Владимирского уезда.

Back to top button