История городаСтроения

Дом вице-губернатора Дюнанта №1

Симпатичный дом в классическом стиле с мезонином и закругленным видовым углом открывает правую сторону улицы Большой Московской. Его построил в 1816 году на основе прежнего купеческого дома тогдашний вице-губернатор Андриан Егорович Дюнант. Вообще-то средств ему хватило и на следующий особняк по той же стороне, где теперь стоматологическая поликлиника. Но именно дом №1 более прочно вошел в историю города как дом Дюнанта.

Его не пропустишь – дом №1 стоит сразу за Золотыми воротами слева, если въезжать от Москвы. Обустраивать начало этой стороны Андриан Дюнант начал с того, что купил участок земли со стоявшим на нем более простым по архитектуре, но уже каменным домом купца Косухина. Тогда и появился этот, гораздо более стильный, каменный дом Дюнанта с деревянным оштукатуренным мезонином.

По описаниям специалистов областной инспекции по охране объектов культурного наследия (а это, конечно, охраняемый памятник), первый дом Дюнанта построен в стиле классицизма с небольшими дополнениями в декоре в период эклектики. Главный южный фасад вытянут вдоль улицы. Трехоконный мезонин завершается треугольным многопрофильным фронтоном с гладким тимпаном.

Главный вход сейчас – с западного торца, как бы сбоку. И оформлен как красивое крылечко с треугольным каменным козырьком. В целом комплекс с домами №1 и №3 по Большой Московской называют даже городской усадьбой Дюнанта. В 2008 году к охраняемым объектам были отнесены еще и ворота дома Дюнанта.

Вообще, дом №1 по Большой Московской принадлежал до революции очень достойным горожанам. В 1830 году его приобрели у Дюнанта Безобразовы. Наиболее известным выходцем из владимирской ветви этой дворянской семьи был прогрессивный экономист периода реформ Александра II академик Владимир Павлович Безобразов. Он родился во Владимире в 1828 году, как раз за два года до того, как отец приобрел этот милый, но вполне статусный дом с мезонином.

Еще раньше в этот дом наведывались другие знаменитости. Вероятно, в нем бывала будущая светская львица пушкинской поры Анна Петровна Керн, которой поэт посвятил свое знаменитое стихотворение. Правда, «гению чистой красоты» во время эвакуации из Москвы при наступлении Наполеона было всего 12 лет. Но она упоминает Владимир в своих воспоминаниях. Правда, пишет, что при бегстве из Москвы они останавливались в доме на окраине – но в доме ли Дюнанта, не ясно.

Зато точно известно, что жена следующего владельца этого дома, дворянина Павла Безобразова, была кузиной Анны Керн (у обеих была фамилия Полторацкие).

Более уверенно можно говорить о том что к Безобразовым захаживал живший в ссылке во Владимире Александр Герцен. Он дружил с этой семьей, да и обитал первое время в доме, стоявшем напротив, через улицу.

В 80‑е годы XIX века владельцем дома Дюнанта стал генерал-лейтенант Николай Крузенштерн, старший сын знаменитого адмирала Ивана Крузенштерна, который возглавлял первую русскую экспедицию вокруг света. Правда, сын великого мореплавателя Николай Крузенштерн предпочел службу на суше и выбрал военное поприще в сухопутных войсках, дослужился до звания генерал-лейтенанта. А еще полковником занимался во Владимире набором рекрутов по губернии и познакомился здесь с Елизаветой Акинфовой, своей будущей женой. Когда Крузенштерн-младший вышел в отставку, то пара периодически жила во Владимире в этом доме.

После Крузенштерна, владельца с такой звучной фамилией, первый дом по улице Большой, как ее часто называли до революции, еще несколько раз менял хозяев. Среди которых был и представитель влиятельной купеческой семьи Муравьевых.

Не раз менялись хозяева и после революции. До сих пор дом Дюнанта многие владимирцы называют Домом архитектора. И правда, он был таковым с 1979 года, так что все последние годы советской власти считался одним из мест для высококультурной тусовки. Там проходили творческие выставки, собирались краеведы.

Но, как и некоторые другие видовые старые здания в городе, несколько лет назад особняк заняли федералы со своим хорошим финансированием. В доме Дюнанта теперь – УФАС, управление Федеральной антимонопольной службы РФ. Зато особняк с мезонином очень хорошо отреставрирован.

Back to top button