История развития человечества напрямую связана с познанием многообразия окружающего мира, его широты и масштабов. После того, как первые homo sapiens уверенно заняли одну из ступеней эволюции, твердо встав на две ноги, у них появилась потребность осмотреться вокруг, узнать, что находится за пределами досягаемости их глаз.
К моменту появления первых цивилизаций люди уже сформировали некоторые представления о планете Земля; о пространствах, которые им предстоит преодолеть, чтобы достичь той магической линии горизонта. С приручением первых домашних животных цель стала ближе: больше не нужно было стаптывать свои ноги, передвижения стали проще и быстрее. Но такое явление, как цивилизация, не подразумевает равенство. Те, у кого были лошади, стали искать из этого дополнительную выгоду. И нашли: они начали брать деньги за перевозку людей или груза в то или иное место. Когда эта идея пришла человечеству в голову – неизвестно. Но совершенно точно можно утверждать: тот момент, когда первая монета упала в кошель первому извозчику, стал началом истории такси.
Историки утверждают, что прообраз такси как услуги (а не как единой транспортной системы с централизованным управлением и прочими подобными вещами) появился еще в Древнем Риме и представлял собой самую обыкновенную колесницу с одной маленькой особенностью. Рядом с кучером был закреплен специальных механизм, благодаря которому после преодоления расстояния примерно в 200 метров (на древнеримский манер – стадий) в обыкновенный таз падал камешек. Оплата производилась исходя из количества камней, оказавшихся в тазу по окончанию поездки.
Подобная система просуществовала до XVII века. Именно тогда, в 1636 году, в Лондоне извозчикам стали выдавать лицензии на осуществление транспортировочной деятельности. Еще позже, уже в веке XIX, у первых таксистов появились двухколесные открытые повозки – кэбы. А с изобретением Вильгельмом Брюном в 1891 году первого таксометра создание развитой сети услуг по перевозке оставалось лишь вопросом времени.
Примерно в это же время первые таксометры появились и на российской земле. Однако создание более или менее развитой сети такси пришлось лишь на первые годы существования Советского Союза: в 1925 году по улицам крупных городов стали разъезжать импортные автомобили со счетчиками, и только с 1936 года появились их отечественные аналоги.
Но то были крупные города. Поселения поменьше, вроде губернского Владимира, не чурались и в 30‑е годы использовать гужевой транспорт, вплоть до первых дней Отечественной войны. Такой вывод можно сделать на основе приказа №50 Владимирского государственного транспортного треста от 29 августа 1925 года:
«В целях установления однообразия как средства к упрощению дела фуражного довольствия лошадей … обозов и отчетности в этом, в изменение всех существующих ранее на сей предмет распоряжений – ПРИКАЗЫВАЮ установить норму фуражного довольствия лошадей по 25 фунтов овса и сена. Управляющий ВГТТ П. Сковелев».
Много это или мало – сейчас сказать сложно, ведь не сохранилось данных для сравнения. Зато есть другие примеры, наглядно характеризующие не только тяжесть жизни в середине 20‑х годов прошлого века, но и качество «транспорта»: в одном из указов по тресту сообщается, что лошади с кличками Мальчик и Горбоносый из-за слабости освобождены от работ на три дня.
К сожалению, архивные документы содержат мало информации о такси тех времен. Из тех бумаг, что удалось найти, можно сделать вывод, что главный упор делался все-таки на грузовые перевозки: жители Владимира чаще передвигались либо на своих лошадях и телегах, либо «на своих двоих». К тому же, государственный транспортный трест, по всей видимости, был единственным официальным предприятием на территории города, осуществлявшим услуги по транспортировке.
Наравне с лошадьми перевозки осуществлялись и с помощью автомобилей. Причем машины, по большей части, находились в собственности водителей. Об этом свидетельствует объявление 1926-го года, каким-то образом попавшее в официальные отчеты треста – о продаже «Дукс-мобиля».
Если верить зарплатным ведомостям тех лет, возчики могли получать, например, 1860 рублей. Правда, могли – не значит получали. Окончательная сумма заработка зависела от количества транспортированного груза или дальности перевозки пассажиров. К тому же, значительную часть доходов «съедали» многочисленные штрафы за нарушение дисциплины: в отчетах содержатся копии различных постановлений и доносов, свидетельствующих об этом.
К примеру, некие конюхи Колесин и Российский осуждаются товарищами по работе за регулярное пьянство, за что, кстати, были не только оштрафованы, но и уволены. А «шоффер МЕЛЕШИН» так и вообще пропал без вести, если верить служебной записке, датированной 5 сентября 1925 года. К слову, все подобные документы набирались на печатной машинке. А вот грамотностью в то время могли похвастаться не многие. Об этом свидетельствуют те же зарплатные ведомости, где вместо подписей у подавляющего большинства служащих стоят крестики.
Увы, ни протоколы заседаний горсовета, ни иные документы, которые могли бы хоть как-то пролить свет на историю владимирского такси того времени, в архиве найти не удалось. Последняя информация довоенного периода датирована 1937 годом, и это небольшое постановление о том, что раз в год первого апреля во Владимирском государственном транспортном тресте проводится учет автотранспорта. Бумага подписана уже другим управляющим – неким В. Ильиным.
Следующее упоминание о транспортных перевозках относится уже к 1945 году: это зарплатная ведомость Владимирской транспортной промкооперативной артели «Будённого». Шоферы предприятия (стоит заметить, что о его новизне судить невозможно – никаких дат обнаружить не удалось) получали в среднем по 600 рублей, и в отличие от своих предшественников не зависели от количества перевозок.
Примерно в то же время Министерство автомобильного транспорта РСФСР начинает формирование автоколонн, одна из которых впоследствии послужит основой для создания полноценного владимирского таксомоторного парка…
Окончание истории читайте здесь.