Реклама
БлогИстория

С «шашечками» на боку

Прослушать новость:

История развития человечества напрямую связана с познанием многообразия окружающего мира, его широты и масштабов. После того, как первые homo sapiens уверенно заняли одну из ступеней эволюции, твердо встав на две ноги, у них появилась потребность осмотреться вокруг, узнать, что находится за пределами досягаемости их глаз.

К моменту появления первых цивилизаций люди уже сформировали некоторые представления о планете Земля; о пространствах, которые им предстоит преодолеть, чтобы достичь той магической линии горизонта. С приручением первых домашних животных цель стала ближе: больше не нужно было стаптывать свои ноги, передвижения стали проще и быстрее. Но такое явление, как цивилизация, не подразумевает равенство. Те, у кого были лошади, стали искать из этого дополнительную выгоду. И нашли: они начали брать деньги за перевозку людей или груза в то или иное место. Когда эта идея пришла человечеству в голову – неизвестно. Но совершенно точно можно утверждать: тот момент, когда первая монета упала в кошель первому извозчику, стал началом истории такси.

Историки утверждают, что прообраз такси как услуги (а не как единой транспортной системы с централизованным управлением и прочими подобными вещами) появился еще в Древнем Риме и представлял собой самую обыкновенную колесницу с одной маленькой особенностью. Рядом с кучером был закреплен специальных механизм, благодаря которому после преодоления расстояния примерно в 200 метров (на древнеримский манер – стадий) в обыкновенный таз падал камешек. Оплата производилась исходя из количества камней, оказавшихся в тазу по окончанию поездки.

Подобная система просуществовала до XVII века. Именно тогда, в 1636 году, в Лондоне извозчикам стали выдавать лицензии на осуществление транспортировочной деятельности. Еще позже, уже в веке XIX, у первых таксистов появились двухколесные открытые повозки – кэбы. А с изобретением Вильгельмом Брюном в 1891 году первого таксометра создание развитой сети услуг по перевозке оставалось лишь вопросом времени.

Примерно в это же время первые таксометры появились и на российской земле. Однако создание более или менее развитой сети такси пришлось лишь на первые годы существования Советского Союза: в 1925 году по улицам крупных городов стали разъезжать импортные автомобили со счетчиками, и только с 1936 года появились их отечественные аналоги.

Но то были крупные города. Поселения поменьше, вроде губернского Владимира, не чурались и в 30-е годы использовать гужевой транспорт, вплоть до первых дней Отечественной войны. Такой вывод можно сделать на основе приказа №50 Владимирского государственного транспортного треста от 29 августа 1925 года:

«В целях установления однообразия как средства к упрощению дела фуражного довольствия лошадей … обозов и отчетности в этом, в изменение всех существующих ранее на сей предмет распоряжений – ПРИКАЗЫВАЮ установить норму фуражного довольствия лошадей по 25 фунтов овса и сена. Управляющий ВГТТ П. Сковелев».

Много это или мало – сейчас сказать сложно, ведь не сохранилось данных для сравнения. Зато есть другие примеры, наглядно характеризующие не только тяжесть жизни в середине 20-х годов прошлого века, но и качество «транспорта»: в одном из указов по тресту сообщается, что лошади с кличками Мальчик и Горбоносый из-за слабости освобождены от работ на три дня.

К сожалению, архивные документы содержат мало информации о такси тех времен. Из тех бумаг, что удалось найти, можно сделать вывод, что главный упор делался все-таки на грузовые перевозки: жители Владимира чаще передвигались либо на своих лошадях и телегах, либо «на своих двоих». К тому же, государственный транспортный трест, по всей видимости, был единственным официальным предприятием на территории города, осуществлявшим услуги по транспортировке.

Наравне с лошадьми перевозки осуществлялись и с помощью автомобилей. Причем машины, по большей части, находились в собственности водителей. Об этом свидетельствует объявление 1926-го года, каким-то образом попавшее в официальные отчеты треста — о продаже «Дукс-мобиля».

Если верить зарплатным ведомостям тех лет, возчики могли получать, например, 1860 рублей. Правда, могли – не значит получали. Окончательная сумма заработка зависела от количества транспортированного груза или дальности перевозки пассажиров. К тому же, значительную часть доходов «съедали» многочисленные штрафы за нарушение дисциплины: в отчетах содержатся копии различных постановлений и доносов, свидетельствующих об этом.

К примеру, некие конюхи Колесин и Российский осуждаются товарищами по работе за регулярное пьянство, за что, кстати, были не только оштрафованы, но и уволены. А «шоффер МЕЛЕШИН» так и вообще пропал без вести, если верить служебной записке, датированной 5 сентября 1925 года. К слову, все подобные документы набирались на печатной машинке. А вот грамотностью в то время могли похвастаться не многие. Об этом свидетельствуют те же зарплатные ведомости, где вместо подписей у подавляющего большинства служащих стоят крестики.

Увы, ни протоколы заседаний горсовета, ни иные документы, которые могли бы хоть как-то пролить свет на историю владимирского такси того времени, в архиве найти не удалось. Последняя информация довоенного периода датирована 1937 годом, и это небольшое постановление о том, что раз в год первого апреля во Владимирском государственном транспортном тресте проводится учет автотранспорта. Бумага подписана уже другим управляющим – неким В. Ильиным.

Следующее упоминание о транспортных перевозках относится уже к 1945 году: это зарплатная ведомость Владимирской транспортной промкооперативной артели «Будённого». Шоферы предприятия (стоит заметить, что о его новизне судить невозможно – никаких дат обнаружить не удалось) получали в среднем по 600 рублей, и в отличие от своих предшественников не зависели от количества перевозок.

Примерно в то же время Министерство автомобильного транспорта РСФСР начинает формирование автоколонн, одна из которых впоследствии послужит основой для создания полноценного владимирского таксомоторного парка…

Окончание истории читайте здесь.

Реклама

Back to top button
Close
Close