Блог

Сердцем голосую, кошельком – нет

Прослушать новость:

…Наше пражское утро начинается рано. Недельного тура явно не хватает на то, чтобы все увидеть, рассмотреть, прикоснуться и вкусить. Жизнь превращается в сплошной калейдоскоп. Радость открытий на каждом шагу. Едем в автобусе до ближайшей станции метро, где находится супермаркет. В супермаркете внимание привлекает толпа людей в пекарском отделе у огромных пустых ларей. Покупатели явно местные, в руках сумки, пакеты, корзины, чего-то ждут, оживленно болтают. Что привело их в столь ранний час? С хлебом в Праге вроде бы все хорошо, он всегда свежий и вкусный, перебоев нет, полки ломятся от ассортимента. Ценники на ларях гласят – «черстве печиво». Неужели люди собрались на распродажу черствых булок? Продолжаем наблюдать за происходящим. Огромный пекарь, весь в белом и величественный, как безе, вывозит в зал огромные корзины со свежей выпечкой. Ага, говорим мы себе и вносим поправки в наш словарь: по-чешски «черствый» означает «свежий». Пока вносили и решали, что же взять на пробу — лари опустели. Остаемся с купленной минералкой и свежеобретенными знаниями.

…Испания, 7 часов утра, автобус по дороге из аэропорта до отеля останавливается в городке Калейя. Едва рассвело, на улице пусто, а у булочной, что в конце улицы, непривычное для глаз оживление. Местные домохозяйки покупают выпечку к завтраку. Я ловлю себя на мысли, что хотела бы жить в месте, где легко и обыденно можно купить к завтраку свежие хлеб и молоко, творог и масло, яйца и фрукты и при этом быть абсолютно уверенной, что все купленное доставит удовольствие мне и моим близким.

…Каждый раз, отправляясь по магазинам в поисках качественных продуктов для семьи, я натыкаюсь на призыв «Покупай Владимирское!». Да с радостью, отвечаю я в сердцах ценникам. Сделайте мне предложение, от которого трудно отказаться, дайте продукты, за которые я проголосую рублем! Начинаю эксперимент по покупке владимирского и решительно двигаюсь вдоль стеллажей и витрин.

В контейнере с протекшим молоком плавают пакеты из Юрьев-Польского. Сколько шансов давала я этому производителю, он мне — ни одного. Видимо, наладкой линии упаковки продукции на этом заводе занимаются шутники. Сколько ни выбирай, пакет молока все равно дает течь. Идешь по супермаркету, а за корзиной тянутся струйки. Результатом таких покупок в разное время были испорченные туфли, платье, куртка и сумка. А когда пакет доезжал до дома целехоньким, то в половине случаев молоко в нем оказывалось скисшим. Деньги потрачены, одежда испорчена, осадок остался. В результате в корзину ложится бутылка молока, сделанного в Беларуси. На первых минутах закупок владимирский производитель проигрывает со счетом 1:0.

Перехожу к стенду со сливочным маслом. Масло Суздальского молокозавода вполне приемлемо и по качеству, и по цене. Рядом – достойный конкурент из Юрьев-Польского. Из этой пары выберу суздальское, причина проста: когда-то мне пришлось побывать на этом заводе. Никогда не забуду неповторимый запах топленого молока, которое за час до этого поступило на производство. Решение почти принято, но тут взгляд натыкается на акцию – французское масло продается по принципу «две пачки по цене одной».

Счет 2:0, а впереди выбор яиц. Тут предпочтение безоговорочно отдается местному производителю – цена доступная, дата изготовления недавняя. 2:1, ситуацию еще вполне можно исправить, но…

У витрины с мясом птицы уверенно беру продукцию из Подмосковья. Небольшие аккуратные курочки легко выигрывают у владимирских бройлеров, с которых перед готовкой приходится срезать кучу жира, а при разморозке сливать порядка 100 граммов талой воды. 3:1.

Впереди овощной отдел, который каждый раз при покупке картошки и моркови наводит на меня неистребимую потребительскую тоску. Каждый раз, приобретая сетку картофеля с ценником, указывающим на владимирское происхождение, хочется просто взглянуть в глаза производителю. Сырая, непригодная для хранения, с глазками и червоточинами. Привезешь такую домой и половину выкинешь. Поэтому в корзину идет египетский картофель, в крайнем случае, тамбовский. История с морковкой примерно такая же — владимирской либо нет, либо она такая грязная, что в магазинах самообслуживания приходится надевать на руки пакеты, чтобы выбрать из комьев земли хоть что-то. 4:1, и дело попахивает разгромом.

Стою я у этой картошки и размышляю о том, что культура потребления у нас вырасти успела, а вот производитель до нее, увы, не дорос. Большинство местных поставщиков продуктов питания словно бы застряли где-то в 90-х, и успокоились мыслью, что голодный покупатель все съест и все переварит. А покупатель тем временем повзрослел, обрел сформированные предпочтения и вышел на новый уровень спроса. В заботе о том, что положить на свой стол и в холодильник, как ни крути, нет места такому симпатичному качеству, как патриотизм. Это садовод в любой ситуации предпочтет огурчики со своего огорода покупным, пусть они невзрачные и горчат – ведь в них вложен собственный труд. А для обычного покупателя, с учетом примерно одинаковой цены, на первый план, естественно, выходят такие параметры, как товарный вид, качество, удобство и надежность упаковки.

Пока по этим параметрам владимирский производитель не вышел на современный уровень. И призывом покупать владимирское и поддержать местного производителя ситуацию не исправишь – производитель должен и сам сделать шаг навстречу. Не торговым сетям, а именно покупателю.

Back to top button
Close
Close