Этот день в истории Владимира: 24 мая
24 мая 1870 года во Владимире начал работу епархиальный комитет православного Миссионерского общества.
В течение 1870 года открылись комитеты православного Миссионерского общества (ПМО) в 13-ти епархиях: Калужской, Полоцкой, Иркутской, Томской, Якутской, Минской, Владимирской, Вятской, Костромской, Воронежской, Киевской, Вологодской и Камчатской. Этот процесс начался в Москве 25 января того же года, когда состоялось открытие Миссионерского общества.
Инициатором его создания выступил митрополит Московский Иннокентий. Общество состояло под покровительством императрицы (супруги царствовавшего на тот момент монарха), непосредственным руководителем являлся митрополит Московский.
А цель общества была – содействовать деятельности православных миссий для обращения мусульман и язычников в православие, прежде всего в восточных регионах России. В этом приняли участие и владимирцы.
Православное Миссионерское общество просуществовало до 1917 года.
24 мая 1901 года во Владимирское отделение Государственного Банка обратился подрядчик Ефим Семенович Балашов с предложением заняться разборкой фонтана, который стоял тогда напротив банка на Соборной площади.
Накануне, в апреле 1901 года, Городское общественное управление приступило к устройству сквера на площади против Присутственных мест – будущего парка «Липки». Цель: «Дабы путем насаждения деревьев достигнуто было улучшение города в гигиеническом и декоративном отношениях».
Одновременно было решено перенести в новый сквер фонтан, который с 1866 года был построен на Соборной площади. Финансировать работы пришлось банку, так как фонтан особенно загораживал вид именно на это здание. Отсюда и обращение подрядчика: «Имею честь заявить Владимирскому отделению (Государственного Банка), что я могу принять на себя разборку фонтана, находящегося перед домом отделения со снятием всех механических частей, в том числе и бака без расклепки и перевозку всего материала на полуверстное расстояние за сумму 350 рублей».
Дело сладилось. Летом 1901 года старинный фонтан «переехал» в центр парка «Липки», как раз на полуверсту (примерно 500 метров) от первоначального своего места. Там он и сейчас стоит.
(По статье краеведа Маргариты Поповой «Первый фонтан» // Записки владимирских краеведов: сборник. 2‑й выпуск. Владимир, 1998.)
24 мая 1940 года владимирский художник Дмитрий Рохлин отметил в своем дневнике, что тогда была необычно холодная погода.
«Холодный ветер, – записал в тот день художник, – с большой силой дует и поднимает на прохожих огромную пыль. Говорят, мороз дойдет до 4 градусов. И это 24/V! Чем объяснить такое похолодание? Вот уже три последних года замечается резкая перемена климата во Владимире. Нынче зимой мороз доходил до 48 градусов по Цельсию, а 2 – 3 лета были жары невыносимые… Только что распустившиеся березки стоят со сморщенными листочками от холода…“
(Эту дневниковую запись Дмитрия Рохлина цитирует Валентина Титова в статье «Необычные природные явления во Владимире» // Записки владимирских краеведов. Выпуск 3. М., 2000.)
24 мая 2000 года во Владимире внизу у лестницы Вокзального спуска был установлен Поклонный крест в память о снесенной в 1929 году церкви Святых жен-мироносиц (Мироносицкой).
Примерно в том месте церковь и стояла. Крест изготовлен из белого камня. Над его созданием работали епархиальный архитектор Александр Трофимов и скульптор Сергей Лопухов.
Позже рядом с крестом была построена деревянная часовня, два киоска церковной литературы и утвари. Так что сложился целый мемориальный комплекс в память об утраченном храме.
24 мая 2012 года в Палатах Владимиро-Суздальского музея заповедника открылась выставка «Серебряный век русского фантика».
На выставке были представлены образцы упаковки кондитерских изделий конца XIX – начала XX веков. Необычнй вернисаж стал совместным проектом ВСМЗ, объединения «Центр упаковки, этикетки, дизайна», журнала «Тара и упаковка» и Музея упаковки.
В Палатах можно было увидеть около 400 уникальных образцов упаковок для конфет, этикеток, рекламных плакатов и другой атрибутики известных российских кондитерских фирм вековой давности из частных коллекций и музейных собраний.
Над созданием русских фантиков работали известные художники: Билибин, Врубель, Бельский, Гапонов и другие. Причем, из-за огромной конкуренции предприниматели нередко скрывали имена художников, которые создавали для упаковки конфет настоящие произведения искусства.