Полгода на самоопределение
20 мая Госдума приняла во втором и третьем чтении поправки в 131‑й федеральный закон, расширяющие полномочия субъектов страны в вопросе формирования органов местного самоуправления. Кроме того, вводятся новые типы муниципальных образований – городской округ с внутригородским делением и внутригородские районы. Официальный старт реформе ОМСУ был дан 26 мая на встрече Владимира Путина с руководителями субъектов РФ в Иваново.
Регионам дано ровно полгода на то, чтобы определиться со схемой выборов органов местного самоуправления. Выбирать предстоит из четырех вариантов.
— прямые выборы главы муниципалитета и органов исполнительной власти. При такой схеме функции мэра и сити-менеджера исполняет один и тот же человек. Подобная система существовала при прежнем главе областного центра Александре Рыбакове до начала 2011 года;
— прямые выборы главы представительной власти муниципалитетов;
— прямые выборы депутатов в горсовет, из состава которого сами нардепы выбирают главу муниципального образования. Сити-менеджер, в таком случае, назначается специальной конкурсной комиссией, включающей в себя представителей аппарата губернатора и Законодательного Собрания. Такая схема сейчас действует в областном центре;
— прямые выборы депутатов в районные советы, из состава которых формируется горсовет и выбирается глава муниципального образования. Сити-менеджер также назначается конкурсной комиссией.
На территории одного региона могут быть установлены одновременно все четыре схемы. Однако последняя форма выборов, предусматривающая создание еще одного уровня власти – райсоветов, – может быть применена только в муниципальных образования с населением свыше 150 тысяч человек. В 33 регионе такое МО только одно – город Владимир.
Впрочем, говорить о том, что схема с райсоветами будет утверждена для областного центра, пока рано. По словам мэра города Сергея Сахарова, каждый из предложенных вариантов имеет как плюсы, так и минусы: «Время покажет. Сейчас я не буду говорить, что прямая система выборов, которая существовала при Рыбакове и Шамове – она самая удачная. И не скажу, что система, существующая сейчас тоже идеальна, у нее свои изъяны, но есть и свои колоссальные плюсы, реальные колоссальные плюсы. Все это известно рабочей группе, которая определит схему и в областном центре, и в других, более мелких поселениях».
Тем не менее, именно схема с созданием райсоветов вызывает наибольший интерес. В своих суждениях лидер владимирского отделения партии «Яблоко» Дмитрий Кушпита и глава местных коммунистов Анатолий Бобров резко негативно отзывались о такой схеме, опираясь на то, что с появлением еще одного уровня власти все партии, за исключением «Единой России», заметно ослабят свои позиции.
Сергей Сахаров уверяет, что ничего подобного не произойдет: «Согласно закону, сегодня во Владимире уже имеется деление 50 на 50 по мажоритарной системе выборов, но это никаким образом не ущемляет права малых партий, и даже наоборот, дает им больший ракурс действия».
Более того, по мнению главы города, такая схема позволит снизить нагрузку на депутатов, а населению – приблизиться к действующей исполнительной власти. Нардепы при таком раскладе сравнимы с семейными докторами. Напомним, что сейчас в горсовете 28 депутатов по одномандатным округам, и каждый обслуживает порядка 10 тысяч человек, что ухудшает прямое взаимодействие народных избранников с жителями.
В любом случае реформа ОМСУ уже начала свое действие и депутатам предстоит огромный объем работы для того, чтобы привести региональное законодательство в соответствие с федеральным. По словам вице-спикера Заксобрания Ольги Хохловой, все необходимые процедуры нужно завершить до начала нового бюджетного года, т.е. до 1 января 2015 года. Все остальное остается неясным.
А пока во Владимире и других муниципальных образованиях будут проходить семинары и обсуждения поправок в 131-ФЗ. Кроме того, рядовые жители также смогут высказывать свое мнение – для этого существует «горячая линия» Законодательного Собрания Владимирской области.