10 июня состоялось первое общественное обсуждение поправок в 131‑й федеральный закон, которые вносят серьезные изменения в сложившуюся систему формирования органов местного самоуправления. Площадка во владимирском филиале РАНХиГС, собравшая представителей местных политических сил, стала настоящим полем словесной битвы.
Напомним, что доработанный 131-ФЗ развязал руки субъектам в вопросе формирования власти на местах. Федералы предложили регионам четыре варианта развития событий: прямые выборы мэра, который в дальнейшем будет совмещать функции главы города и главы администрации; прямые выборы главы представительной власти; прямые выборы депутатов, которые назначают мэра из своего состава и, наконец, прямые выборы депутатов в районные советы, из состава которых формируется горсовет и далее по списку.
Вся дискуссия свелась, фактически, к обсуждению четвертого варианта, предполагающего создание нового, низшего уровня власти и превращение муниципального образования в округ с внутригородским делением. По всей видимости, правящая коалиция склонна к применению именно этой схемы (хотя окончательного решения по-прежнему нет) на территории города Владимира по причине, уже не раз озвучивавшейся: увеличение числа депутатов должно способствовать, по мнению представителей «Единой России», сближению власти с народом. Как и следовало ожидать, представители оппозиционных политических партий высказали свое категорическое «фи» в ответ на данный аргумент.
По мнению оппозиционеров, четвертый вариант таит за собой слишком много вопросов, ответы на которые дать никто не может. В частности, непонятно, кто, в случае появления райсоветов, будет распределять бюджетные средства: отдадут ли эту обязанность новому уровню власти на местах или все будет решать область. Коммунист Борис Оверчук отметил, что перевод некоторых структур в ведение обладминистрации приведет к краху. В качестве примера, Оверчук вспомнил о медицине.
Есть вопрос и с представительством интересов населения. К примеру, один из четырех депутатов из состава райсовета попадает в горсовет. Скорее всего, он будет представлять исключительно интересы своего округа, в то время как оставшиеся три народных избранника такой возможности не получат. Вряд ли депутат городского уровня возьмет на себя «чужих» избирателей, что, фактически, делает новую систему абсолютно бессмысленной. Любопытно, что этот довод был приведен депутатом «ЕР» Кириллом Ковалевым.
Резидентами «Справедливой России» была затронута еще одна тема: распределение мест среди представителей партий на городском уровне. Схема с райсоветами, по мнению эсеров, приведет к тому, что абсолютное большинство мест в горсовете, если не все полностью, займут представители одной, правящей партии. Таким образом, ставится под сомнение целесообразность принципа многопартийности, к тому же, такой расклад негативно скажется на избирательной активности горожан, которая, к слову, и так невысока.
Единственно возможным вариантом, по мнению оппозиции, должно быть возвращение к прямым выборам мэра, который будет также выполнять функции сити-менеджера. Такая схема существовала при прежних градоначальниках – Александре Рыбакове и Игоре Шамове. Кроме того, была высказана мысль об увеличении количества депутатов в составе горсовета до 45 человек: по мнению противников четвертого варианта, это наилучшее решение для того, чтобы разгрузить нардепов.
Держать ответ пришлось главе города Сергею Сахарову, депутату Заксобрания Роману Кавинову и доценту кафедры государственно-правовых дисциплин РАНХиГС Елене Шаломенцевой. Их позиция нисколько не отличалась от той, что уже высказывалась на прошлой неделе в рамках соответсвующего брифинга. При этом «ответчики» заняли, скорее, выжидательную позицию, и своих предпочтений не огласили.
В итоге, в ходе круглого стола так и не удалось выяснить, какая же схема наиболее применима на территории города Владимира. Первые три варианта, фактически, совсем не рассматривались, потому назвать по-настоящему продуктивной прошедшую дискуссию нельзя. Скорее всего, дальнейшее обсуждение будет идти уже на уровне законодательной власти: постановлением областного Заксобрания создана специальная рабочая группа, которая и будет приводить местные нормативные акты в соответствие с федеральными. Разумеется, с учетом всех нюансов и пожеланий заинтересованных сторон, как это обычно и происходит.