10 лет назад, 12 июня 2003 года, у Богородице-Рождественского монастыря во Владимире вместо прежнего каменного бюста был открыт бронзовый памятник великому князю Владимирскому Александру Невскому работы скульптора Игоря Черноглазова. Странное происшествие случилось с этим памятником — не в день открытия, а несколько раньше, при установке.
Когда памятник сгружали краном с автомобильной платформы, у бронзовой фигуры князя отвалилась левая рука со щитом и с грохотом рухнула наземь. При этому чуть не придавило самого автора, Игоря Черноглазова, который деятельно участвовал в разгрузке. По счастью, скульптор успел вовремя отскочить. Так памятник и стоял некоторое время с зияющей культей, а щит с рукой лежал рядом. Довольно грустное зрелище было. Потом руку приварили, памятник водрузили на постамент и открыли.
Так 10 лет уже и стоит.
Сам-то Игорь Черноглазов объяснил инцидент техническими обстоятельствами. Но как тут не задуматься о символике случившегося. Не каждый день святой защитник Владимирской Руси роняет щит.
Не знамение ли это было? Не возмутился ли святой князь очередной акцией по улучшению его памяти? Ну правда, покоя не дают. Особенно на годовщину смерти. То Петру Первому в 1723 году пришло в голову потревожить святые мощи князя, и перевезти их в политических целях из Владимира в Петербург, чтобы владимирским ресурсом подкрепить авторитет новой столицы.
Или вот это охватившее областную и городскую власти желание, примитивно говоря, преобразовать бюст в фигуру с руками и ногами в 2003-ем. Обсуждался даже конный памятник, но архитекторы сказали, что места для него там маловато. Пришлось ваять пешего. Чтобы оправдать «апгрейд» монумента, пришлось раскритиковать бюст Невского скульптора Орлова. Бюст был установлен в 1963 году, то есть к 700‑й годовщины кончины великого князя. Сторонники нового памятника говорили, что бюст типовой, копия. Похожие Невские стоят и в Переславле, и в Новгороде. И образ, мол, взят скорее с киношного героя в исполнении актера Черкасова. Правда, спорить о том, чей скульптурный портрет больше похож на реального Невского, глупо — в XIII веке на Руси портретов не писали.
Игорь Черноглазов представил Александр Ярославича не молодым победителем Ледового побоища, а умудренным опытом и годами великим князем. Причем, сначала Невский вышел чересчур «умудренным». Даже победив на конкурсе, скульптор получил рекомендацию историков омолодить образ. Все-таки князь в1263 году умер в возрасте лишь 43 лет. Конкурс подозревали в кулуарности, как писал тогда «Призыв». Но пара московских скульпторов в нем участвовала, так что придраться вроде не к чему.
Бюст демонтировали, памятник поставили. Да что ж это! То кости потревожат, то бюст демонтируют. О покое благоверного кто-нибудь подумал?
Так и осталось спустя 10 лет ощущение, что не только князя хотели тогда увековечить, но и меценатов, вложившихся в новый мемориал. Они там указаны, рядом с благоверным. Вот рука-то у бронзового князя и отвалилась — не иначе все-таки знак.
Ну а старый добрый бюст обрел новую счастливую жизнь у парадного подъезда Владимирского юридического института ФСИН России. Генералы, офицеры, курсанты и почетные гости любят проводить торжества и фотографироваться на фоне своего Невского. Он считается покровителем военных, да и крупный турнир по самбо на Кубок Александра Невского в институте проходит. Людям в погонах образ горделивого полководца в панцире и шлеме явно по душе.
Так что во Владимире уже 10 лет два памятника Невскому.