50 лет назад в областном центре организовали масштабный праздник, посвященный березке. При этом идеология мероприятия заключалась в том, чтобы заменить православный праздник Троицы. Мы, живущие полвека спустя, можем констатировать – затея провалилась. Но тогда, в 1964-ом, праздник все-таки состоялся. Как писали о подготовке к нему старые владимирские газеты – читайте в нашем сегодняшнем материале.
Кроме того, пролистав архивную прессу за июнь 1964 года, мы решили опубликовать характерную для того времени заметку из рубрики «Ржавчину под наждак!» (о тех, кто порочил образ советского труженика) и статью о туристическом визите во Владимир Жан Поль Сартра.
«14 июня во Владимире – праздник Русской Березки», статья в газете «Призыв» от 7 июня 1964 года.
Праздник Березки существовал давно и назывался «Зеленые святки». Проводился он в религиозный праздник троицы, но никакого отношения церкви и религии не имел. Лишь в последнее время церковь прибрала к рукам этот народный праздник, пытаясь объединить его с троицей, и назвали его «Семик». Но если вы спросите любого церковника об истинном происхождении праздника Березки в троицын день, членораздельного он вам на это ничего не ответит.
Не наступила ли пора отобрать этот праздник у церкви и сделать его всенародным летним праздником? У нас уже есть замечательный опыт: ведь праздник елки, некогда первопрестольный праздник церкви, стал общенародным зимним торжеством. А почему бы нам не сделать такой же летний праздник, только вместо елки использовать березку. (…) Мы отберем у церкви религиозный праздник троицы, а заодно и день поминания, превратившийся под эгидой церкви в день необузданного пьянства.
Праздник Русской Березки будет проводиться впервые и в старинном русском городе Владимире в широком масштабе 14 июня этого года. В этот день город расцветет зеленым убранством, ярким праздничным оформлением. Флаги, призывы, транспаранты, панно, лозунги, гирлянды цветов украсят площади, сады, парки, скверы, центральные улицы. Праздник будет иметь свои эмблемы, позывные, которые ежедневно будут звучать по городском у радио.
Удивят владимирцев и преобразившиеся витрины магазинов, в которых вместо обыденных товаров появятся березки, плакаты, различные игрушки летнего праздничного ассортимента, специально подобранные и изготовленные к этому торжеству.
Радостной будет встреча дорогих гостей – ударников коммунистического трудя колхозов и совхозов области, которые организованно въедут в город под перезвон Кремлевских курантов и русского национального «Славься». На центральной площади у парка им. Пушкина их встретит хлебом-солью делегация города, состоящая из лучших производственников, ударников коммунистического труда, представителей заводов и фабрик. У тех и у других в руках будут веточки березки и букеты полевых цветов, которые они преподнесут друг другу в знак взаимного уважения и признания общих трудовых успехов на благо Родины и расцвета творческих сил советского народа (…)
«За поясом брюк», – заметка, опубликованная в рубрике «Ржавчину под наждак!» газеты «Призыв» от 10 июня 1964 года.
Во Владимире немало продовольственных магазинов. Но из всех их механик колбасного цеха мясокомбината В. Ковылин особенно часто наведывался в гастроном №7, где за прилавком хлопотала знакомая продавщица Градислава Алексеева. Подойдет к продавщице и тихо на ухо:
- Принес.
В этот день он передал ей полтора килограмма корейки, за которую получил от нее три рубля.
-Жди вечером, - сказал он. - Принесу побольше.
И принес…
При обыске у него обнаружили один килограмм восемьсот граммов столичной колбасы в сетке и два килограмма восемьсот граммов колбасы за поясом брюк.
- Что вы по этому поводу скажете? – спросили Ковылина работники ОБХСС. Тот пожал плечами и коротко ответил:
- Не удалось.
Да, вторично сбыть своей напарнице из магазина украденный товар не удалось. Как говорит народная пословица, сколько веревочке не виться, а кончику быть…
С поличным были пойманы и грузчики того же комбината А. Мишин и Б. Шалагин. Когда проверили машину, груженную костями, на дне кузова была обнаружена свиная туша весом в 42 килограмма, два килограмма и двести граммов корейки и около килограмма сарделек.
«Жан Поль Сартр во Владимире», статья в газете «Призыв» от 14 июня 1964 года. На фото – Жан Поль Сартр и Симона де Бовуар (крайняя справа) во Владимире, автор снимка В. Архипов.
Сотни туристов из-за рубежа приезжают во Владимир, чтобы полюбоваться красотой древнерусской архитектуры и познакомиться с настоящим старинным городом.
На днях в наш город приехал Жан Поль Сартр, известный французский философ и писатель, пьесы которого с успехом идут во многих странах мира. Знает Сартра и советский зритель. В Москве, в театре им. Моссовета, идет его пьеса «Лиззи Маккей», где выведены сатирические образы американских расистов и показано растлевающее действие реакционной идеологии на простых людей Америки.
В последнее время Жан Поль Сартр пишет сценарий о жизни и трагической гибели пламенного борца против колониализма, премьер-министра Республики Конго Патриса Лумумбы.
Впервые Сартр посетил Советский Союз десять лет назад. В этом году он был приглашен на торжества, посвященные 150-летию со дня рождения великого сына Украины Т.Г. Шевченко. И сегодня Жан Поль Сартр и известная французская писательница Симона де Бовуар – гости нашей страны.
Во Владимире они осмотрели Успенский, Дмитриевский соборы, в Боголюбове – церковь Покрова на Нерли, совершили поездку в город-музей Суздаль.
Жан Поль Сартр написал эти слова для наших читателей:
«Владимир для нас не только один из самых красивых архитектурных ансамблей, которые приходилось видеть. Это приятный и полный жизни город, и мы надолго сохраним память о том, как нас здесь встретили. Желаем счастливой мирной жизни владимирцам».