Владимир и охота к переименованиям
Недавно на самом высоком уровне зашла речь о переименовании Волгограда обратно в Сталинград. Путин не исключил городского референдума по этому поводу, а сам, видимо, не против, если народ «за». Похоже, страна снова на историческом или политическом переломе, раз усиливается охота к переименованиям. Это первая мысль, которая приходит по этому поводу. А вторая: слава богу, что это опять не про наш город, не про Владимир.
Как-то так получилось, что имя города Владимира уцелело в течение столетий. Хотя если взять самые истоки, то древнее название Владимира все-таки чуточку изменилось в силу обновления языка.
Есть такая популярная версия историков, что вначале наш город назвали Володимерь. То есть князь Владимир (неважно в данном случае, какой именно, Красное Солнышко или Мономах), не просто дал городу свое имя, а город назвали «принадлежащим Владимиру».
- Чей город-то?
- Да Володимерь!
По тому же принципу, что Юрьев – город князя Юрия. Бывало, что один и тот же князь или князья-тезки основывали не один город, а больше. Поэтому и Юрьевых городов в древней Руси было несколько.
Владимир тоже не был одинок. Появился в древности и Владимир-Волынский. Поясняющие приписки позволяли не путать города с одинаковыми названиями. Поэтому и наш Владимир называли то Владимиром-Залесским,то Владимиром-на-Клязьме. В итоге, заметим, к нашему Владимиру никакая из таких «ориентировок» не прикрепилась официально, в отличие от Владимира-Волынского. Наш остался просто Владимиром. Архаичное «Володимерь» просто забылось.
Время чисто политических переименований российских городов пришло в XX веке. Начали еще при царе. В 1914 году начинается Великая война с Германией (Первая мировая), и Петербург переименовывают в патриотичный Петроград. Переводят на русский язык немецкое слово.
Ну а когда произошел Октябрь 1917 года, история стала считаться во многом начавшейся с начала. Вот тогда интенсивно стали меняться названия. Тем более что социализм быстро превратился в вождизм. На этой волне, например, Царицын в 1925 году стал Сталинградом. В то время целенаправленно искореняли все названия с упоминанием царей и цариц, фамилии Романовых. Кстати, говорят, Царицын это не в честь «царицы», а от реки Царица.
Пошли в ход для переименований фамилии соратников Сталина и его самого.
С той поры и сохранилось предание, о том, как Владимир мог стать Кагановичем. Серьезных документов об этой попытке переименования найти пока не удалось. Так что история либо преувеличенная, либо инициативе не дали ходу изначально.
Легенда такая: что в 1937 году на одном из партийно-хозяйственных собраний во Владимире прозвучало предложение изменить имя города, возникшее от имени князя-угнетателя простого народа. И был вариант нового названия – Каганович, в честь верного соратника Сталина, наркома путей сообщения.
Но тут во время обсуждения кто-то якобы напомнил, что Владимир — это еще имя Ленина. И от инициативы с Кагановичем отказались.
В принципе, такое быть могло. Потому что, например, город Челябинск его партийный актив в ту же пору на полном серьезе предлагал переименовать в Кагановичград. И это даже дошло до уровня Иосифа Виссарионовича. А тот кратко написал возражение: «Против. Сталин». Вскоре всё руководство Челябинского обкома партии было арестовано и расстреляно. Думается, не из-за Кагановичграда, а так – на всякий случай, для профилактики. Сталин то и дело подозревал в нелояльности руководителей крупных промышленных центров и регионов. Все-таки несколько населенных пунктов разного масштаба по стране имя Кагановича временно получили. Город Попасная Луганской области назывался «им. Л. М. Кагановича». В Амурской области была станция Кагановичи.
Да что там Владимир или Челябинск! Москву предлагали переименовать то в Ильич, то в Сталинодар. Но инициативы не были подхвачены..
Время шло, менялась политическая конъюнктура, а с ней и названия многих городов. В борьбе с культом личности начали стирать уже имя Сталина, которое казалось таким вечным. Так Сталинград с 1961 года превратился в политкорректный Волгоград. Уж Волгу-то никто не переименует, думали, наверное, 53 года назад.
И вот снова предлагают переименовать, вернуть Сталинград. Из-за Сталинградской битвы и ее героев, как говорят. Хотя в силу известного подъема имперских чувств, все-таки можно разглядеть в этом и момент нео-прославления Сталина. Старый исторический Царицын совсем уже померк, как и его первая героическая оборона – красными от белых в 1919 году…
Чем же все-таки битва за Сталинград или блокада Ленинграда принижается, если город носит сейчас другое имя? По-моему, ничем.
Вообще, как-то это должно влиять на судьбу города – смена названий. Тверь побывала Калининым, Вятка до сих пор Киров.
А Рыбинск через что прошел! Назвали Щербаковым, но быстро померкла слава Щербакова. И город стал снова Рыбинском. Потом умер Андропов, и Рыбинск ненадолго назвали Андроповым. Теперь это уже давно опять Рыбинск. Такие вот у нас игры в города!
У нас эти кульбиты исторического мышления даже в Конституции и на картах оказались: Екатеринбург в центре Свердловской области. А в центре Ленинградской области – город Санкт-Петербург. Похоже, намечается Сталинград в центре Волгоградской области.
Но на волнах этих перемен пока прочно стоит город Владимир со своим именем. И это хорошо. А то были бы владимирцы, которые могли родиться в Кагановиче, как есть жители Рыбинска, родившиеся в Щербакове или Андропове.