История городаСтроения

Владимирский костел

Костел из красного кирпича стал привычным элементом архитектурной панорамы в центральной части города Владимира вблизи Золотых ворот еще с 1894 года. Сегодня это действующий храм Римско-Католической церкви, единственный во Владимирской области. Назван в честь праздника св. Розария Пресвятой Девы Марии, отмечаемого католиками 7 октября. (Розарий – это католические чётки и молитвослов с их использованием. Происхождение чёток связывают с явлением Девы Марии святому Доминику в 1214 году).

Костел был построен на средства ссыльных военных польско-литовского полка, отосланных царем подальше от мятежной Польши, и горожан-католиков.

Просьба католиков о приобретении участка земли в Куткином переулке (ныне улица Гоголя) вблизи улицы Дворянской для строительства часовни в 1891 году была удовлетворена владимирским губернатором. И это понятно – не хватало ему возмущенных поляков во Владимире, вдали от мятежной Польши! Да и среди постоянных жителей чиновников были влиятельные католики.

И вот в 1894 году был завершено строительство костела и дома священника в едином псевдоготическом стиле по проекту губернского архитектора Ивана Карабутова. 

Тогда это была лишь часовня при Нижегородском приходе Могилевской митрополии, которой подчинялись все католические приходы в России. Часовня была освящена во имя святого розария Божией Матери-Царицы. Уже через десять лет, в 1904 году, владимирские католики получили право на собственный храм и приход. Под прошением об этом среди верующих подписались самые статусные владимирские католики – статский советник Эразм Кржанович, советник окружного трибунала Ярослав Вилькевич и губернский бухгалтер Филипп Паули. В приложенном списке католиков сообщалось о 1129 прихожанах, из которых во Владимире проживал 371, а остальные – в других окрестных населенных пунктах при воинских частях или при заводах и фабриках.

Костел во Владимире упоминается и в истории революционного движения. Как писали советские авторы, в 1905 – 1907 годах под видом верующих там собирались революционно настроенные солдаты. Впрочем, если среди них были, например, поляки и литовцы, то они вполне могли и на самом деле помолиться.

После революции костел разделил судьбу многих других храмов разных конфессий. Решение горсовета о его закрытии, случайно или намеренно, пришлось как раз на Рождество 25 декабря 1930 года. А последний администратор прихода и по совместительству настоятель в Нижнем Новгороде о. Антоний Дземешкевич провел семь лет в Соловецкой тюрьме и был расстрелян в 1937 году.

Здание костела хотели сначала приспособить под библиотеку.

Но в 1939 году нашли другое применение – для радиоретранслятора и радиоцентра. Отлично сгодилась высота колокольни на такой высокой точке владимирского рельефа. Внутреннее пространство храма было разделено перекрытием на два этажа и перегородками на отдельные помещения. Сейчас под светлыми сводами храма в это даже не верится.

Дом священника отдали под жилье. В разное время там обитали от 8 до 12 семей. В 1987 году, по данным католиков, там все еще проживала жена органиста закрытого костела, которая сохранила у себя некоторые вещи, принадлежавшие приходу.

Радиоцентр проработал в костеле до второй половины 80‑х годов. 

Но уже с конца 70‑х годов появился музейный проект использования всего ансамбля – костела и дома священника. Жителей дома священника даже успели расселить и на закате советской эпохи устроить там «Музей одной картины». Верхний этаж был перестроен под мини-театр на 50 мест. 

А вот завершить реставрацию храма под органный зал не удалось из-за нехватки средств.

В 1992 году католическая община вернула себе храм, богослужения возобновились. Это удалось при поддержке партнеров-единоверцев из Эрлангена в Германии и митрополии Фоджи-Бовино в Италии, откуда родом отец Стефан Каприо – первого в постсоветское время настоятеля католического храма во Владимире. 

Отец Стефано Каприо служил во Владимире до 2002 года, когда случилось странное: священник полетел по делам в Милан и больше не вернулся. Российские власти внесли его имя в особый список, составляемый спецслужбами, где перечислены лица, въезд которым в страну запрещен. Отец Стефано, как писали «Известия», стал первым католическим священником, которому закрыт въезд в Россию за всю историю существования Российской Федерации. Никаких официальных подробностей с российской стороны не последовало. Католическая митрополия в Москве выразила недоумение, сообщив, что отец Стефано вел только пастырскую и преподавательскую деятельность.

Что бы там ни осталось в тайне об отце Стефано, – лучше уж так, чем на Соловках…

Священник прислал из Италии владимирским прихожанам, с которыми поднимал храм, трогательно прощальное послание. Во Владимир был назначен новый настоятель, русский – отец Сергий Зуев. 

В восстановленном католическом приходе Владимира традиционно служат сестры-фелицианки из конгрегации св. Феликса Канталисского. Так что католических монахинь в центре Владимира можно встретить так же часто, как и православных. Сестры ведут курсы польского языка.

В костеле часто проходят бесплатные концерты, в том числе органной и хоровой музыки, для всех желающих.

При храме действует также социальный центр, сотрудники которого работают по программам социальной поддержки нуждающимся. 

Back to top button