Жизнь

Небезопасные перевозки

Во Владимире объявлен конкурс автобусных маршрутов для перевозчиков. К потенциальным участникам конкурса, если судить по документам, предъявляется немало требований – это и возможность медосмотра водителей, и исправность автопарка, и финансовое благополучие предприятия, и наличие элементов системы ГЛОНАСС… Казалось бы, сделано все, чтобы поездка на автобусе победителя конкурса стала для рядового владимирца делом приятным. Однако на практике все бывает немного иначе. И дело не только в том, что мы вынуждены ездить в автобусах, которые, как потом выясняют правоохранительные органы, собираются из запчастей и подручных материалов. И не в том, что работники компании-перевозчика как-то не так с нами разговаривают. И даже не в том, что опьяненные властью над техникой водители могут запросто устроить гонки со своими коллегами на загруженной городской улице.

Совсем недавно довелось ехать на автобусе, принадлежащем лидеру местного рынка перевозок – компании «БигАвтоТранс». В салоне оказалась пьяная пара, которая во что бы то ни стало решила «настрелять» у пассажиров денег. Все бы ничего, но беспокойные пассажиры денег не просили, а требовали, а если считали, что кто-то дал им мало – начинали скандал с хватанием «скупца» за одежду и оскорблениями. До прямого нападения на кого-то из пассажиров не дошло только потому, что дебоширы, по-видимому, решили, что на остановке соберут больше и покинули автобус.

Впрочем, неприятное соседство продолжалось довольно долго. За это время «пообщаться» с борцами за чужие денежные знаки успели без малого все пассажиры. Водитель все это время продолжал вести автобус, вполне возможно, вообще не видя, что происходит внутри. Либо не считая нужным вмешиваться.

Некоторые автобусы, принадлежащие Автандилу Биганову, как известно, ездят без кондуктора. Кто-то скажет, что перевозчик решил просто сэкономить деньги, убрав необязательных, по его мнению, работников. А в городском отделе транспорта и связи, например, уверяют, что просто нет желающих работать кондуктором на предлагаемых бизнесменом условиях. Так или иначе, сегодня в таких автобусах нет человека, который мог бы следить за порядком в салоне и сигнализировать об опасностях и проблемах. Как же должна разрешаться возникшая конфликтная или просто опасная ситуация?

За ответом на вопрос я обратилась в уже упоминавшийся городской отдел транспорта. Почему не в «БигАвтоТранс»? По двум причинам. Во-первых, за достаточно долгое время я успела убедиться, что в этой компании не слишком адекватно реагируют на сообщения о проблемах и недостатках в работе. Во-вторых, хотелось понять алгоритм действий, общий для всех перевозчиков, а не только для отдельно взятого.

По словам начальника отдела Юрия Иванова, и муниципальные троллейбусы, и частные автобусы оснащены оборудованием системы ГЛОНАСС. При этом в троллейбусах имеется специальная «тревожная кнопка», при нажатии которой особый сигнал получает диспетчер депо. С этого момента он может пристальнее следить за подавшей сигнал машиной, связаться с водителем – словом, берет на себя контроль ситуации. В частных автобусах, колесящих по городу, такой кнопки нет.

«Поэтому всю ответственность за происходящее в салоне берет на себя водитель. При возникновении конфликта или другой опасности, он обязан остановить автобус и принять меры – связаться с диспетчером или полицией», – поясняет Юрий Иванов. При этом необходимо сделать оговорку – если водитель увидел, что что-то не так. А это, по понятным причинам, происходит не всегда – все-таки человек, сидящий за рулем, в первую очередь смотрит на дорогу и дорожные знаки, а не в салонное зеркало. Вот и получается, что по факту, несмотря на жесткие на словах требования к перевозчикам, торжество высоких технологий в лице ГЛОНАСС и прочее, единственными людьми, способными на самом деле обеспечить собственную безопасность во время поездки, являются сами пассажиры. По крайней мере, в описанном случае именно пассажиры, отчаявшись привлечь внимание водителя к происходящему, вызвали по телефону полицию к остановке. А то, что патруль не успел прибыть и задержать досаждавшую людям парочку, это уже к делу отношения не имеет. Это уже, как говорится, совсем другая история.

Back to top button