Этот день в истории Владимира: 12 июля
12 июля 1275 года скончался епископ Серапион Владимирский, знаменитый церковный писатель и проповедник своего века.
Епископом Владимирским он стал уже в преклонном возрасте, незадолго до кончины, в апреле 1274 года. А до этого Серапион много лет был архимандритом (по другим данным, даже игуменом) Киево-Печерского монастыря.
Но городу Владимиру в очередной раз повезло – Серапион вошел в историю именно как Владимирский. А вошел он одинаково ярко и в историю церкви, и в историю русской литературы. Произведения этого проповедника литературоведы относят к ораторскому жанру. Это «Слова» или «Поучения». Причем, из пяти дошедших до нас сочинений Серапиона четыре были, скорее всего, созданы во Владимире. Хотя есть основания полагать, что написал он гораздо больше.
Главной темой трех «Слов» Серапиона Владимирского было монголо-татарское нашествие, которое он понимал как божью кару, обрушившуюся на Русь за грехи людей. Спасение он видел в покаянии и нравственном самосовершенствовании.
Он с болью описывал бедствия вражеского нашествия. При этом был документально точен в описании событий, явно использовал данные летописей. Его тексты изложены красноречиво и ритмично, и в то же время просто и ясно. Вот, например, такой фрагмент: «…И землю нашу пусту створиша, и грады наши плениша, и церкви святыя разориша, отци и братию нашю избиша, матери наши и сестры наши в поруганье быша».
Или: «Не пленена ли бысть земля наша? Не вскоре ли падоша отци и братия наша трупиемь на земли? Не ведены ли быша жены и чада наша в плен?…» При всей относительной простоте это все-таки высокая литература.
В двух поучениях Серапион разоблачал бессмысленность народных суеверий о колдунах и ведьмах, а также о выкапывании из могил трупов самоубийц, потому что якобы они наводят непогоду и портят урожай. Эти суеверия владимирский епископ клеймил как пережитки волхования – язычества.
12 июля 1950 года в деревне Гнездилово Суздальского района родился военный вертолетчик Владимир Федорович Терентьев, которому довелось пройти и Афганскую войну, и ликвидацию последствий чернобыльской катастрофы.
В 1955 году его семья переехала во Владимир, где Владимир Терентьев окончил школу и курсы ДОСААФ, став вертолетчиком в звании младшего лейтенанта. Служил на Дальнем Востоке, в Германии, на Украине.
В Афганистане он в 1985 – 1987 годах на вертолете выполнял задания по доставке почты, разведке, высадке десанта, корректировке огня во время боя. Награжден орденом Красной Звезды и медалью «От благодарного афганского народа»
В Чернобыль Владимир Тереньтев был направлен в июне – июле 1987 года. Замерял уровень радиации над взорвавшимся 4‑ым энергоблоком, доставлял ликвидаторов на места, где необходимо было проводить дезактивацию. А потом вплоть до 1992 года пилотировал загрязненные радиацией вертолеты до мест их захоронения в могильниках. В итоге из-за действия радиации получил инвалидность 3‑й группы
Уволившись в запас в звании капитана, с 1992 года он вновь поселился во Владимире.
12 июля 1974 года во Владимире был открыт памятник Михаилу Фрунзе в образе рабочего-революционера с подпольным псевдонимом «Арсений».
Считалось, что это инициатива комсомольцев. Памятник работы скульпторов Б.Яковлева и Ю.Вашкевича и архитектора В. Сохина стал центральным объектом площади Фрунзе, мимо которой проходила улица Фрунзе (так называлась в советское время улица Большая Нижегородская). Вот так во Владимире был увековечен герой большевистской революции и гражданской войны.
Хотя революционная, в том числе террористическая активность молодого Михаила Фрунзе связана больше с Иваново-Вознесенском, Шуей и Москвой, где, в отличие о Владимира, были большие скопления рабочих – основной силы революции по марксистской теории.
Так что это памятник Фрунзе и как узнику Владимирского централа: фигура революционера обращена на восток, в сторону знаменитой тюрьмы, где он сидел после ареста в 1907 году. Суд над Фрунзе проходил тоже во Владимире.
12 июля 2010 года во Владимире состоялись публичные слушания по отмене прямых выборов главы города.
Несмотря на то, что три четверти выступавших с трибуны горожан (политиков, общественников, журналистов, архитекторов и т.д.) высказались за сохранение прямых выборов мэра, итоги голосования оказались совершенно противоположными. Многие обвиняли организаторов слушаний в преднаеренной манипуляции – вроде как они административными мерами «нагнали» молчаливых участников, задача которых состояла только в том, чтобы проголосовать за нужный результат.