Общество

В мучительном поиске символа

Земля Владимирская – земля особенная. Все у нас не просто так. Если лоббируем интересы местных производителей (что, в общем, вполне обычное дело в экономике) – то непременно в форме пафосной кампании, с лозунгами, отчетами и даже собственным символом в виде крылатого триколора над Золотыми Воротами. Если хотим обсудить перспективы развития региона – то мутим для этого телемосты и заказываем трансляцию на телеканале Russia Today, который, видимо, отчаянно нуждается в подобном контенте. А если задумываемся о создании пешеходной зоны – то начинаем с массовой перестановки дорожных знаков в центре, потом немного заминаем тему, и только водитель, наматывающий круги по узким улочкам исторического ядра, задается риторическим вопросом: «Что это было?». Возможно, с примесью ненормативной лексики. А может, и нет. Тут все от культуры зависит.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что и такая неотъемлемая для любого туристического города отрасль торговли, как продажа сувениров, у нас тоже не может развиваться сама по себе. На сайте администрации города опубликовано постановление о проведении городского смотра-конкурса «Владимирский сувенир-2014». Выбирать самый-самый сувенир будет весьма представительное жюри. Тут тебе и зам главы горадминистрации Роман Власов, и главная по культуре и туризму в нашем городе Алина Ведехина, и младший представитель знаменитой кузнечной династии Бородиных – Алексей Бородин, и директор музея «Бабуся-Ягуся» Ирина Филатова, и многие другие их числа тех, кто имеет непосредственное отношение к созданию турпродукта.

Надо сразу отметить, что условия участия в конкурсе достаточно суровые. Сувенир надо за свой счет сделать, а в награду – дипломы, благодарственные письма, да ценные подарки. Да еще ведь сувенир-то должен быть не простой, а отвечающий специально разработанным в стенах Оранжевого дома критериям. Таковых всего восемь: «соответствие заявленной тематике», «возможность массового изготовления», «оптимальное сочетание цены и качества» (нам кажется, что слово «соотношение» тут было бы уместнее и просто грамотнее, но что мы понимаем в критериях?), «потребительская привлекательность», «мастерство исполнения», «художественная ценность», «оригинальность и новизна работы» и «наличие соответствующей упаковки». Номинаций – в два раза меньше, чем критериев: «Лучший традиционный Владимирский сувенир», «За оригинальность в исполнении», «Лучший Владимирский бизнес-сувенир» и «Лучший сувенир массового использования».

Цели конкурса тоже явно долго и тщательно разрабатывались и формулировались. Тут тебе и «разработка принципиально новой оригинальной сувенирной продукции, являющейся творческим воплощением исторических идей города Владимира, полно и точно отражающей историко-культурные и социальные достижения города», и «формирование положительного имиджа города Владимира, как территории с уникальными туристскими ресурсами», и «содействие производству и насыщению рынка качественной рекламно-сувенирной продукцией».

Подумалось: где-то мы уже это все читали. И точно! В декабре 2012 года подобный конкурс проводила администрация области. Тогда лучшими работами стали копии рельефов белокаменных соборов Владимира в исполнении экс-помощника губернатора области и экс-председателя ГТРК «Владимир» Михаила Матюшкина. Дипломами отмечены были брошь «Лев» работы школы реставрации книг и рукописей «Раритет», а также шкатулка «Тройка во Мстёре» «Центра традиционной Мстёрской миниатюры». Но и это еще не все: в 2007 году аналогичный конкурс проводила, как и сейчас, горадминистрация. В нем победили серия работ «Русь в белом камне» Олега Крисько, «Владимирские сувениры» совместного производства ИП Владимира Кехтера и «Фабрики художественной упаковки», а также сувениры работы студенток Анастасии Болдиной и Александры Крячковой (ВлГУ) и Татьяны Косогоровой (авиамеханический колледж).

Примечательно, что критерии и цели конкурсов во всех случаях, если и излагались по-разному, то по смыслу были примерно одинаковыми. Все победившие работы призваны были «способствовать», «укреплять», «соответствовать», «отражать» и «воплощать». И везде оговаривалась возможность их массового выпуска. Оно и понятно – в единственном экземпляре ни один, даже самый расчудесный сувенир, ничего не укрепит и ничему не поспособствует.

А теперь давайте ответим на вопросы: видели ли вы в сувенирных лавках и киосках нашего города брошь «Лев»? Замечены ли были во Владимире иностранцы, приценивающиеся к копиям белокаменных рельефов? Продаются ли на каждом углу работы студенток (уже, наверное, закончивших учебу) Насти, Саши и Тани? И главный вопрос, уже звучавший в первом абзаце этого материала: что это было?

Мировые туристические центры, в отличие от Владимира, как-то не очень заморачиваются по поводу оригинальности сувениров, предлагаемых туристам. Лондон изобилует магнитиками с «Биг Беном» и фигурками гвардейцев в медвежьих шапках и йоменов, сторожащих Тауэр. Прага настойчиво предлагает путешественнику купить фигурку маленького Иисуса, «йезулятку», кукол, изображающих рядового австро-венгерской армии Йозефа Швейка, а на магнитиках здесь – все больше здания Пражского Града. В Барселоне главной темой магнитиков станут творения Антонио Гауди, в первую очередь, собор «Саграда Фамилиа», иногда картины Гойи, а в довесок к ним – фигурки тореадоров (хотя коррида – это не очень каталонская тема) и танцовщиц фламенко. И ничего, берут как миленькие – и русские, и немцы, и французы, и японцы. Почему? Ответ напрашивается сам собой: потому что дело не в сувенире, а в качестве предлагаемого «турпродукта» в целом. Желание купить сувенир появляется у туриста тогда, когда ему хочется сохранить память о городе, где он побывал. Так что мучительные поиски самого лучшего владимирского сувенира напоминают попытку улучшить отечественный автомобиль путем установки высококлассной магнитолы и акустики – ехать не едет, зато играет громко.

Впрочем, давайте будем конструктивны. На самом деле, во Владимире есть «сувенирный потенциал». Вот лишь несколько идей сувениров, которые будут дешевыми, оригинальными и гарантированно эксклюзивными:

- «Мини-пень российской государственности». Берем любое бревно или толстую ветку, пилим на нужное количество кусков, получаем множество пней – от совсем маленьких до вполне приличных, которые не стыдно и в кабинете поставить. Красивая легенда наличествует, недавно даже былина появилась. А запасы сырья для производства поистине неисчерпаемы!

- «Владимирский блинчик». Учитывая, что над «городской легендой» – кафе «Блинчики» – сгустились серьезные тучи, есть вероятность, что лет через 5 туристы уже этого заведения не увидят. Блинчик можно сделать из резины, латекса или поролона.

- «Владимирский аэропорт» (масштабированная модель). Тут все вообще просто. Кусочек дерна, посередине которого можно выщипать траву, чтобы получилась взлетно-посадочная полоса. Несколько лет будет актуальным точно.

Это, как говорится, навскидку. Мы в конкурсе участвовать не будем, так что если кому-то идея понравится – берите и пользуйтесь на здоровье! Для «содействия производству и насыщению рынка качественной рекламно-сувенирной продукцией» ничего не жалко.

Back to top button