Этот день в истории Владимира: 30 июля
30 июля 1914 года архиепископом Владимирским и Суздальским стал Алексий (Дородницын), друг Григория Распутина.
Родом он был из Екатеринославской губернии, окончил Екатеринославскую духовную семинарию и Московскую духовную академию. После смерти жены пострижен в монашество с именем Алексия. До Владимира был епископом Сумским, затем Елисаветградским, ректором Казанской духовной академии, епископом Саратовским и Царицынским. И вот 30 июля 1914 года был назначен на Владимирскую и Суздальскую кафедру. Одновременно стал архиепископом.
Из его деятельности во Владимиро-Суздальской епархии запомнились указания о призрении вдов и сирот духовенства.
Однако конструктивные отношения с самим местным духовенством у Алексия явно не сложились. К тому же он считался монархистом. Но пала монархия, и пришла демократия. И тогда съезд епархиального духовенства весной 1917 года забаллотировал Алексия при избрании на должность архиерея за «деспотическое» управление и дерзкое обращение с духовенством.
Не последнюю роль в решении избавиться от архиепископа-консерватора сыграла его дружба с Григорием Распутиным. Алексий этих отношений не скрывал. Все знали, что он подарил Распутину книгу с посвящением «великому старцу». Поэтому Священный Синод даже не решился предоставить Алексию какую-нибудь другую архиепископскую кафедру.
Тогда Алексий уехал в Киев, поддержал создание независимой (автокефальной) украинской церкви, пытался захватить церковную власть в Киеве и объявить на Украине автокефалию. В итоге вообще был запрещен в священнослужении.
Скончался в декабре 1919 года в Новороссийске. Есть сведения, что незадолго до смерти покаялся.
30 июля 1920 года было принято постановление Совнаркома «О ликвидации мощей во Всероссийском масштабе». Атеистическая кампания в связи с этим вполне затронула и Владимирскую губернию.
В постановлении была поставлена цель: «полностью ликвидировать варварский пережиток старины, каким является культ мертвых тел». Однако историческая ценность мощей не отрицалась: «Ликвидация названного культа мертвых тел, кукол и т. п. осуществляется путем передачи их в музеи. В случае затруднений, возникающих при передаче мощей, руководители комиссий должны поступать по своему усмотрению».
К тому времени по Владимиру и другим городам губернии уже публично извлекали мощи. Во Владимире публично извлекли мощи мученика Авраамия, князей Георгия (Юрия) Всеволодовича и Глеба Юрьевича.
При этом составлялись разблачительные протоколы типа: «По снятии покровов была обнаружена вата свежего происхождения, в которой лежала группа костей не одного лица, по крайней мере двух. Одна кость по внешнему своему виду отличается от всех других свежестью, вследствие своей плотности и белизны. Внутри черепа вата». (Это о мощах мученика Авраамия, хранившихся в XIII века в Успенском соборе Княгинина монастыря).
И все это за несколько лет до создании некоего коммунистического культа вокруг тела умершего Ленина…
30 июля 1929 года обязательным постановлением президиума Ивановского облисполкома в торгово-промышленных и торговых предприятиях были введены жалобные книги.
Владимир как раз в начале 1929 года был включен в состав Ивановской промышленной области. Поэтому с тех пор и вошло в обиход возмущенное требование обиженных клиентов и покупателей: «Дайте жалобную книгу!»
30 июля 1990 года вышел приказ Главного управления Государственного таможенного комитета «О создании таможенных учреждений», по которому был образован Владимирский таможенный пост со штатной численностью 5 человек с подчинением его Московской центральной таможне.
До этого с 1989 года во Владимирской области работали первые таможенные уполномоченные. Внешнеэкономическая деятельность расширялась, все больше предприятий в нее включались. И по приказу ГТК РФ от 20 апреля 1992 года была создана Владимирская таможня со штатной численностью 21 человек. Регионом ее деятельности была определена территория Владимирской области.