На прошлой неделе ковровские исследователи Александр Коллеров и Андрей Самойлов провели в Белом доме презентацию книги «Незабытая война – незабытые судьбы». По документам, находящимся в архивах, был отслежен состав и боевой путь трёх полков, сформированных в годы Первой мировой войны на Владимирской земле, – Ковровского, Горбатовского и Клязьминского.
Данная работа не развлекательное чтиво, потому не будет разлетаться как пирожки. Тем не менее, там содержится познавательный материал, который заинтересует читателей. В этой связи мы публикуем самое главное о двух полках, в которые были призваны жители именно города Владимира. Начнём с 217-го Пехотного Ковровского.
Всего в этот полк в июле 1914 года было мобилизовано 4896 человек и 426 лошадей. Владимирский уезд дал 651 человека (12,6%) и 350 лошадей (82,1%).
Первым командиром был полковник Дмитрий Семёнович Наумовский (до ноября 1914 г.). Далее вплоть до расформирования во главе воинского формирования побывало еще 6 командиров. Уроженцев Владимирщины среди них не было.
31 июля, после молебна полк погрузился на поезда на владимирском вокзале. Боевой путь полка проходил через Прибалтику, Польшу и Белоруссию.
Полк проявил себя в обороне, был непреклонен, упорен и дисциплинирован. Командиры получили 5 георгиевских крестов, а рядовые и унтер-офицеры – 440. Что касается наступления, то в этом успех ему не сопутствовал.
Подразделению была уготована участь «пушечного мяса». За войну через него прошло 12000 человек.
Особенная черта полка – печальное первопроходство.
В 1914 году безуспешно обстреляли немецкий дирижабль под Ревелем (Эстония). Неприятный инцидент стал первопричиной создания в стране противовоздушной обороны.
В 1915 году земляки попали под первую на Восточном фронте газовую атаку хлором. Было это под Волей Шидловской (Польша). Они оказались абсолютно беззащитными. Противогазов еще не было.
В 1916 году Ковровский полк пострадал от первой германской огнеметной атаки. Трагедия произошла под Горным Скробовым. Многие тела обгорели так, что их невозможно было опознать.
Февральскую революцию солдаты встретили с одобрением, присягнули Временному правительству. У командира Константина Самуиловича Абрамова отношения с избранным полковым комитетом не сложились. Всем без исключения офицерам полка уже в мае 1917 года было выражено недоверие. Вплоть до августа полк отправился в резерв и на отдых. Новым командиром на полтора месяца стал Сергей Александрович Костомаров. Его сменил Иван Давыдович Апин (Янис Давыдович Апинис). Массово не исполнялись приказы. Когда командующий выпустил ракету, чтобы её испробовать, то его обвинили в предательстве, учинили самосуд. Командование было передано Василию Александровичу Раабену.
Антивоенный настрой был доминирующим. Распространялось дезертирство. Активно действовал Военно-революционный комитет. Чтобы подавить колебания, в тылу был размещен аналог заградотряда – сотня и батарея 2‑ой Туркестанской Казачьей дивизии.
Во время Октябрьской революции полк стоял в Белоруссии. Многие его военные кадры составили основу формировавшейся Белорусской Народно-социалистической армии. Другая часть полка была переведена в Калугу, затем в Москву.
217-ый Пехотный Ковровский полк завершил свой путь 30 мая 1918 года, когда был окончательно расформирован.
Про 218-ый Пехотный Горбатовский полк читайте в следующую пятницу.