Вождение по новым правилам
11 августа вступил в законную силу приказ Минобрнауки №1408, утверждающий список программ обучения вождению по различным категориям, ужесточающий требования к материально-технической базе автошкол и регламентирующий процедуру их лицензирования. Фактически, этот нормативный документ, подписанный еще в декабре прошлого года, уточняет положения 196-го федерального закона, который, в свою очередь, направлен на повышение уровня безопасности на дорогах в соответствие с Венской Конвенцией дорожного движения. С текстом 635-страничного приказа можно ознакомиться здесь.
Уточненный федеральный закон серьезно обременяет практически всех участников дорожного движения. На Управление ГИБДД теперь ложится обязанность по проверке автошкол на соответствие новым стандартам, обучающим учреждениям предстоит значительно вложиться в модернизацию собственных площадок, а увеличение затрат на содержание учебных учреждений отразиться на стоимости обучения, что ударит по кошелькам жителей, желающих получить водительское удостоверение.
18 августа в пресс-центре газеты «Комсомольская правда-Владимир» состоялся круглый стол с участием представителей Госавтоинспекции и автошкол, в ходе которого участники «разобрали по косточкам» все аспекты 1408-го приказа.
***
Итак, Минобрнауки утвердило список из 28 программ обучения по различным категориям, 16 из которых относятся к группе основных, еще 10 затрагивают вопросы переподготовки водителей с одной категории на другую и еще 2 касаются повышения квалификации владельцев мотоциклов и мотороллеров. Ключевые изменения – увеличение количества часов, в том числе и за счет внедрения дополнительных «уроков» по психологии вроде поведения в конфликтных ситуациях на дорогах.
Руководители автошкол склонны полагать, что большая часть новелл откровенно бесполезны и абсолютно не нужны. Игорь Суворов, директор владимирского отраслевого центра автомобильного транспорта привел в пример один из этапов переподготовки водителей грузовиков, который заключается в отработке навыков маневрирования с легковым прицепом. Зачем это сделано – глава ВОЦАТ не совершенно не понимает. Игорь Юрьевич считает, что данные поправки лоббируют исключительно интересы производителей автомобилей и оборудования для автошкол.
Суворов обратил внимание и на ряд нестыковок. Например, коэффициент сцепления покрытия на автодроме должен составлять не менее 0,4, в то время как поздней осенью и зимой, с появлением наледи на дорогах этот показатель значительно уменьшается. По всей видимости, автошколам предстоит закупать химические реагенты для достижениях необходимой величины коэффициента, что также скажется на стоимости обучения. По прогнозам, конечная цена за курс подготовки водителя категории «B» составит, в среднем, 28 – 30 тысяч рублей (в настоящий момент – около 20 тысяч).
***
В соответствие с нормами, отныне каждая школа должна иметь в распоряжении легковой прицеп, мотороллеры (для подготовки водителей соответствующей категории) и аппаратно-программный комплекс для тестирования и развития психофизиологических навыков водителя, стоимость которого колеблется в районе 140 тысяч рублей. Кроме того, учителя обязаны регулярно подтверждать свои профессиональные навыки, а штат сотрудников должен пополниться психологами.
Наличие подготовленной материальной базы – основной залог для успешного прохождения лицензирования автошколы. Однако подать заявление на проверку в настоящий момент не представляется возможным: по утверждению владельцев учебных учреждений, значительное количество обучающих материалов попросту отсутствует в продаже, что делает получение новой лицензии невозможным.
В связи с этим, не исключено образование некого «ученического вакуума», так как, начиная с 11 августа, школы, не имеющие обновленной лицензии, принимать новых учеников не могут. Директор учебного центра «АвтоДАР» Эдуард Голубцов подтвердил, что в настоящий момент все, кто проходит подготовку начали заниматься до вступления в силу приказа Минобрнауки.
По словам заместителя начальника отдела технического надзора и регистрационно-экзаменационной работы управления ГИБДД по Владимирской области Артура Амосова, сам процесс лицензирование занимает примерно месяц с момента подачи заявки. За прошедшую неделю, ни одна из автошкол с соответствующими запросами на Госавтоинспекцию не вышла, и Амосов предположил, что ситуация не изменится еще как минимум в течение двух-трех недель. Какие последствия могут ожидать владимирский рынок обучения вождению, представитель ГАИ озвучивать не стал.
Любопытно, что за разработкой программ обучения стоит не профильная структура (т.е., не сообщество водителей и не ГИБДД), а Министерство образования и науки, а выдачей лицензий на территории региона занимается департамент образования администрации области, что как минимум не логично. Представителя ДО на круглом столе не было, поэтому задать вопрос было некому. В телефонном разговоре с нашими коллегами, начальник отдела департамента Альбина Червоннова рассказала, что никаких проблем у автошкол быть не должно, а на все вопросы ответы можно найти в специальном методическом издании Минобрнауки, который был разослан по всем «институтам водительского мастерства». Игорь Суворов честно признался, что о такой методичке даже не слышал и, соответственно, ее не получал.
А ответ на самый главный вопрос – как утвержденные изменения могут улучшить ситуацию на дорогах – из уст Артура Амосова прозвучал довольно скомкано: «вступление в силу новых правил обучения водителей ситуацию на дорогах улучшит. Иначе непонятно, зачем все это делается?». Что будет в случае, если «дорожные войны» не прекратятся, Амосов пояснять не стал, назвав вопрос риторическим. Но, весьма вероятно, что Минобрнауки просто подготовит очередной приказ, утверждающий еще несколько новых правил обучения вождению.