История городаСтроения

Воинский мемориал Князь-Владимирского кладбища

В восточной части старого городского Князь-Владимирского кладбища во время Великой Отечественной войны хоронили фронтовиков, умерших во владимирских госпиталях. 9 мая 1975 года на кладбище, в окружении братских могил, был открыт мемориал с Вечным огнем. Это впечатляющая работа группы владимирских художников и архитекторов. Это и символ труда краеведов, которые продолжают пополнять и уточнять списки погребенных здесь бойцов.

Во Владимире есть два больших мемориала, посвященных павшим на Великой Отечественной войне: на площади Победы и на Князь-Владимирском кладбище. Оба появились к 30-летию Победы, которое отмечалось необычайно широко. По стилю эти мемориалы совершенно разные. На площади Победы получился скорее парадный комплекс, а на Князь-Владимирском кладбище – именно символ скорби, братское надгробие, выполненное с большой эмоциональной и художественной силой.

Из истории создания

Во время войны через 18 эвакуационных госпиталей, созданных во Владимире, прошли около 250 тысяч раненых – в четыре раза больше, чем всё население города тогда. Более 1500 из них скончались. Умерших свозили хоронить в братских могилах на Князь-Владимирском кладбище.

Уже в 1946 году владимирцы установили на этом месте первый монумент: стелу с мемориальными плитами вокруг, где были начертаны имена захороненных воинов.

В 1972 году Владимирский горисполком решил соорудить гораздо более внушительный мемориал к 30-летию Победы.

Авторы

В творческую группу проект вошли два художника и два архитектора, все владимирцы. Автором художественного замысла стал художник Пётр Дик – русский немец, родившийся на Алтае, очень харизматичная личность в истории владимирского искусства.

В конце жизни он получил звание Народного художника России. В работе над мемориалом Петр Дик проявил себя и как скульптор. Вторым художником проекта был Виктор Дынников – близкий Дику по художественным принципам, его ровесник и друг родом из Уральска, работавший во Владимире с 1970 года. Дик и Дынников представляли особое направление в здешнем искусстве, сильно отличающееся от жизнерадостной и очень влиятельной школы владимирского пейзажа. Авторские подходы Петра Дика и Виктора Дынникова воплотились вот в новом мемориале.

А воплотились они, прежде всего, в барельефах на четырех медных панно центрального монумента. Барельефы образуют темную гнетущую массу в форме квадрата, которая приподнята на четырех пилонах. На двух фасадных барельефах – скорбные лица мужчин и женщин, на двух боковых – груды касок и приспущенные знамена. В центре под этим объемным и гнетущим «квадратом скорби» – гранитная звезда с Вечным огнем. Барельефы намеренно приподняты лишь чуть выше человеческого роста, поэтому, подходя к огню, невольно склоняешь голову.

Правда, Вечный огонь здесь – «условно вечный». В силу удаленности и безлюдности места, огонь включают только по большим памятным датам 9 мая и 22 июня, или когда почетные гости города возлагают венки к мемориалу.

Успешно реализовали свой талант и архитекторы мемориала – Владимир Режепа и Валерий Новиков. Планировка комплекса просто нацеливает зрителя на главный монумент и обход всех могил.

Вход к мемориалу – со стороны улицы Мира, по широкой лестнице через арку. Далее – по длинной аллее лиственниц.

Вспомнить всех

К центральной части мемориала примыкают 18 прямоугольных братских могил с плитами по периметру, на которых нанесены имена, годы жизни, воинские звания погребенных. Встречаются и надписи «Неизвестный». 

Вообще, учетом умерших при захоронении во время войны тщательно не занимались – не до того, видно, было. Пробелы заметили сотрудники Отдела краеведческих исследований Центральной городской библиотеки и систематично занялись поиском с помощью военных архивов и сведений от родственников погребенных. А погребены здесь люди со всего бывшего СССР. 

Также краеведы обнаружили, что имена некоторых воинов на плитах дублируются. Но главное – имена-то указаны далеко не все! За несколько лет удалось выявить уже более 200 неизвестных ранее имён воинов, похороненных здесь. По последним опубликованным данным, в уточненном списке – более 1540 фамилий. Краеведы надеются, что их труд не останется на бумаге. И когда-нибудь в случае очередного обновления плит на братских могилах укажут все известные имена.

Поиск продолжается.

Back to top button