Реклама
История городаСтроения

Успенский собор Княгинина монастыря

Прослушать новость:

В богатом на исторические памятники комплексе Успенского Княгинина монастыря во Владимире центральное место занимает, конечно, Успенский собор. Во Владимире целых три Успенских храма, чему не надо удивляться, — у нас ведь тут один из древних центров культа Богородицы.

Успенский собор Княгинина монастыря в «историческом рейтинге» можно поставить на второе место после Успенского кафедрального собора. Но он не вторичен, он сам по себе, по своей архитектуре и удивительной истории уникален.

В начале — женская рука
С особым интересом любуешься этим собором, если вспомнить, что в начале его истории очень велико влияние «женской руки». Успенский монастырь потому и получил второе название Княгинина, что его основание состоялось по инициативе великой княгини Марии Шварновны — первой супруги князя Всеволода Большое Гнездо. А это была одна из самых многодетных пар в истории России: 12 детей.

После Марии Шварновны в Успенском соборе (в его галереях) были похоронены обе жены Александра Невского и другие знатные особы.

В 1230 году именно в Успенский собор Княгинина монастыря по указанию князя Георгия (Юрия) Всеволодовича были перенесены мощи святого мученика Авраамия Болгарского, что еще укрепило авторитет храма.

Прославило собор и пребывание в нем Боголюбской иконы Богородицы XII века, написанной по впечатлениям Андрея Боголюбского от чудесного видения.

Главный храм нового монастыря был совсем не таким, как сегодня. Его построили из плинфы — тонкого глиняного кирпича, и он был обнесен с трех сторон галереями.

Возможно, не только вражеские нашествия заставили через пару веков полностью перестроить собор. Все-таки белый камень и обычный кирпич понадежнее в наших широтах как материал для строительства на века. Хотя причиной для обновления считается все-таки набег татарского предводителя Талыча в 1411 году, который показан в фильме Тарковского «Андрей Рублев».

Второе рождение
Сейчас Успенский храм выглядит таким, каким он стал при своем втором рождении — после перестройки (уже из обычного кирпича) в конце XV- начале XVI века. Это было время расцвета монастырского строительства. И собор считается сегодня одним из лучших образцов раннемосковского зодчества. А во Владимире в этом стиле ничего подобного, кроме этого Успенского собора, больше и нет.

О древних галереях сегодня отдаленно напоминают приделы, которые как бы обступают храм и сильно увеличивают его площадь внутри. Приделы возведены на рубеже XVI — XVII веков: с северной стороны — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, с южной – в честь Рождества Христова. Захоронения княгинь оказались как раз в приделах.

Внимание к судьбе храма с самого верха российской власти в допетровские времена было очевидно. Кроме лучших архитекторов, во Владимир направляли и лучших художников. В XVII веке, при царе Алексее Михайловиче, Успенский собор Княгинина монастыря было поручено расписать одному из «жалованных» царских живописцев — Марку Матвееву и его артели. Эти росписи являются еще одним сокровищем собора.

Чудо реставрации
Успенский собор вновь сильно пострадал — уже от «мирного» пожара в 1855 года. И потом постепенно и поэтапно восстанавливался. Однако дореволюционные реставраторы не стали воссоздавать его верхнюю часть с двумя ярусами кокошников, она была разобрана, и на ее месте появилась простая четырехскатная кровля. И обычный «луковичный» купол.

После революции храм быстро закрыли для верующих, зато открыли для лучших исследователей и реставраторов. И владимирские реставраторы под руководством отца и сына Столетовых — Александра Васильевича и Игоря Александровича — в 60-е годы вернули собору вид рубежа XV-XVI веков с чудесными рядами кокошников и древним шлемовидным куполом.

Многие послевоенные годы реставраторы тщательно восстанавливали и расчищали от поздних записей и росписи Марка Матвеева и его артели.

Если в ранние советские годы собор использовался то для нужд военкомата, то под склад зерна, то после превращения Владимира в туристический центр в главном храме бывшего монастыря музей-заповедник придумал разместить Музей православия и атеизма. Иконы и церковная утварь уживались там с экспонатами о жизни и деятельности безбожников (без реверансов в сторону официального атеизма тогда одно православие бы «не прокатило» через идеологические рамки).

Снова монастырский храм
Но все проходит, прошел и официальный атеизм. Власть качнуло в сторону православия, и в 1992 году Успенский собор вернули по прямому назначению. Возродился и женский монастырь.

Нашлись чудом сохранившиеся остатки мощей святого Авраамия Болгарского. Их снова в ковчежце торжественно поместили в этот храм.

На несколько лет в храм вернулась даже Боголюбская икона Богородицы. Но в 2009 году ее снова пришлось забрать на реставрацию в музей-заповедник — образ продолжал разрушаться.

Так что теперь Успенский собора Княгинина монастыря это и прекрасная архитектура, и чудесные росписи, и почитаемые верующими реликвии, и очень авторитетный храм.

Но туристам и любителям старины (если они не паломники, которые и так всё, что надо соблюдают) приходится соблюдать правила поведения на территории действующего женского Успенского Княгинина монастыря.

Реклама

Back to top button
Close
Close