ЖизньОбщество

Собаки погон не носят

Грозный вид немецкой овчарки у многих вызывает страх и оцепенение. Проходя мимо, мы стараемся, не привлекая внимания, поскорее миновать грозного пса. На самом деле, добропорядочным гражданам бояться нечего, пусть трепещут преступники и хулиганы. Во Владимире есть Центр кинологической службы УМВД России по Владимирской области. Его сотрудники рассказали нам, как воспитывают четвероногих и что должна уметь служебная собака.

Работа по воспитанию и обучению собаки – это колоссальный и кропотливый труд. Сегодня государство уделяет большое внимание кинологическим службам и денежные средства, выделяемые центрам, позволяют закупать у собакозаводчиков самых лучших и породистых щенков. Специальная комиссия проводит отбор собак на профессиональную пригодность, когда щенкам исполняется примерно 4 месяца. После их либо разбирают будущие специалисты-кинологи, которые вместе с питомцами будут расти и учиться, либо уже опытные сотрудники.

Старший сержант полиции, кинолог Денис Грэдинар:
- Когда у нас в отделе объявили, что вводится должность полицейского кинолога, я решил попробовать. Раньше никогда не занимался собаками, а тут раз, и затянуло, стало интересно. Когда приехал выбирать собаку, из всей своры ко мне сразу подошел щенок. Я мешкать не стал и сделал свой выбор. Оказалось, щенок – девочка, назвал Найдуша. Собака своеобразная, но мы нашли контакт.

В процессе работы кинолог сам решает, где его собака будет жить. Можно, уходя с работы, оставлять ее в служебном вольере, а можно брать домой. Денис решил, что постоянный контакт с животным это правильно, тем более что условия позволяют.

sledovaya-rabota

- Чем чаще с собакой ты находишься вместе, тем лучше. Социализация четвероногого партнера проходит быстрее, появляется масса возможностей для нахождения контакта. Но служебная собака это не домашний питомец, а, скорее, коллега, потому баловство или поблажки наносят вред, и в дальнейшем будут мешать работе.

В России есть всего три школы служебного собаководства, которые выпускают специалистов высшего уровня. Некоторые из выпускников идут работать непосредственно кинологами, некоторые – преподавать в регионы, в кинологические центры, где готовят спецов и собак на местном уровне. Заместитель начальника центра кинологической службы УМВД России по Владимирской области, капитан полиции Сергей Дармов, окончил Ростовскую школу собаководства и ведет во Владимире кинологические курсы уже 12 лет.

Преподавателей-кинологов специально не учат, все специалисты – выходцы высших школ. Кто хочет, а главное, может – работают с людьми и собаками, передают знания. «В этом деле главное уметь импровизировать, постоянно придумывать новые уроки и подходы, размышлять, а главное, увлекать за собой», – делится Сергей Александрович.

Новобранцы, после установления контакта с животным и освоения навыков дрессуры, проходят курс служебного собаководства в облегченных условиях. Начинают с самого простого – следовая работа в полях. Получив навыки полевой работы, переходят к занятиям по отработке лесного массива – это уже посложнее. А затем – ночные занятия в городе. В более простых условиях у собак меньше внешних раздражителей, а в загородной местности еще и посторонних запахов. Так легче учить животное. После, когда появляются хорошие наработки, тренировки проходят в городе днем, так сказать, в реальных, сложных условиях. Тут уже присутствуют люди, машины, посторонние запахи и звуки, другие городские животные, и на все это служивый пес не должен обращать внимания.

idut-renirovatsya-v-dubrova

Специалисты-кинологи взяли нас на этап следовой работы в городе. Инструктор вместе с кинологом прокладывает некий маршрут следа по точкам, оставляя в начале и в конце пути вещь (допустим, перчатку). Собака должна по запаху точно пройти всю дистанцию и обнаружить искомый предмет. После того, как все выполнили задание – разбор полетов, советы и напоминания. Кинолог должен быть спокоен и доверять животному, ни в коем случае не направлять собаку, а наблюдать за ее поведением. Когда пара срабатывается, то специалист легко может понять по поведению животного, верно ли взят след или собака отвлеклась, замешкалась, засомневалась.

После следовой работы инструктор проводит короткое занятие по выборке вещи. Оно проходит тут же, в городе, прямо на тротуаре. В ряд выставляется несколько предметов обуви. Босые кинологи сидят в стороне, а остальные с собаками должны определить «заряженный» ботинок по запаху – собака получает в качестве образчика носок. Заданный предмет найден – результат безошибочный.

Поведение у собаки основывается на инструментальных условных рефлексах. Правильное поведение собаки поощряется звуковым сигналом, есть специальный прибор – кликер. Если животное совершает ненужное действие – тишина. Это называется «научение без наказания» – собака ни к чему не принуждается и сама свободно выбирает свой тип поведения.

Пока суть да дело, нам рассказали пример из практики. В одной из воинских частей пропали ценные вещи. Под подозрение попали аж 16 человек. На место преступления немедленно приехал специалист с собакой. После осмотра места преступления и улик определили круг подозреваемых. Собака произвела «выборку вещи» преступника, опять-таки ботинок. Результат – злоумышленника животное обозначило, позже следователи подтвердило версию. Так как собака не точная машина и все-таки может ошибиться, то данные ее работы для следствия и суда является косвенным доказательством. Тем не менее, множество сложных и неоднозначных дел продвигаются в раскрытии именно благодаря «показаниям» животных.

vyborka-veshchi-4

Чтобы подготовить собаку, необходимо минимум полгода. Это периодические занятия на сборах в Центре кинологической подготовки и большая ежедневная самостоятельная работа специалиста с животным. В 2 года животное становится взрослым и серьезным. Безупречный результат достигается ко второму-третьему году службы, когда тандем кинолог-собака пройдут «и огонь и воду». В силу индивидуальных физиологических особенностей собаки могут работать по своему направлению до 10 лет.

После обеда, уже на тренировочной базе, проходит занятие на задержание. Инструктор, он же вымышленный преступник в специальной защите, изображает то убегающего, то нападающего. Для собак это не игровой момент, а вопрос жизни и смерти, поэтому хватают зубами «жертву» со всей силы.

Несмотря на условность происходящего, тренер должен создать обстоятельства, максимально приближенные к жизненной ситуации, чтобы собака вырабатывала навык и технику. «Хватают сильно, с душой, иногда могут прокусить и защиту», – показывает старые следы собачьих зубов на руке Сергей Александрович.

Натренированная собака идет на любую часть тела, от которой исходит угроза, или же хватает за ноги убегающего. Просто так, без команды, на людей тренированные собаки нападать не будут. В результате подобных занятий животное учится задерживать, сторожить и искать спрятавшегося человека.

rabota-na-zaderzhanie-2

Методика работы и воспитания собак общерозыскного профиля отличается от работы с собаками, специализирующимися по наркотикам и взрывчатке. Если в первом случае собака должна уметь сделать «выборку вещи» владельца, взять след, при необходимости догнать и задержать преступника, то животные, работающие с запрещенными веществами, натаскиваются на поиск и обнаружение таковых. Зачастую это происходит в аэропортах, вокзалах. В людных местах животное не должно отвлекаться на посторонних и спокойно работать среди всего происходящего, сосредоточив все внимание на поиск запахов.

Кстати, можно развеять миф о том, что собак приучают к наркотикам, чтобы они их лучше искали. У всего есть запах, и именно на него собака реагирует. Во всей дрессуре животных есть один главный принцип – мотив. В одном случае это лакомство, – сделал хорошо, получил угощение. В другом случае это игра с любимой игрушкой. В результате такой мотивации в сознании собаки вырабатывается динамическая связь: находишь запах – получаешь «вкусняшку» или игрушку. В отличие от лакомства, наркотики невкусные и с ними неинтересно играть.

К сожалению, романтика заканчивается, когда мы заглядываем в служебные нормативы, где прописано, что собака является специальным средством, вроде резиновой дубинки или пистолета. Вот так вот сухо и не по-товарищески относятся законы к четвероногим служакам. Никаких наград за особые достижения такому средству не положены. Медали животным дают только на выставках, а здесь суровые будни. Многие кинологи в шутку присуждают своим собакам звания – лейтенант полиции, старший лейтенант… По секрету – на таможне Ростовской области есть пес-подполковник.

dsc9809-novyj-razmer

Собаки, как и люди, выходят на пенсию, выработав свой ресурс по здоровью или возрасту. Также как у людей, у собак есть пенсионная жизнь. Иногда животных определяют во вневедомственные службы для охраны стоянок, складов и прочих объектов, иногда частные организации или люди выкупают животных для собственных целей. Если же этого не происходит, то собака, как честный пенсионер, состоит на государственной дотации – получает свое место в вольере и пожизненный прокорм.

Напоследок Сергей Дармов рассказывает нам, от чего зависит успешная работа кинологической службы:
- Важно, как кинолог работает с собакой, какое решение примет в той или иной ситуации, – все это во многом определяет конечный результат. Но этот результат невозможно достичь без хорошо подготовленной собаки, которая выполняет, можно сказать, меньшую часть работы, но не менее важную. Вообще, кто и что сделал больше или меньше, нельзя оценить и разделить в тандеме. Сработанная пара – высокий результат…

Back to top button