БлогВласть

Виноградов. P.S.

Мемуары о ныне здравствующем – жанр, на котором можно так поскользнуться, что начать при жизни хоронить человека.

Вчерашняя презентация книги «Виноградов. Губернатор» прошла именно в таком ключе, хотя виновник события находился на мероприятии. Работа стала девятой в серии «Люди земли Владимирской». Это региональный аналог «Жизни замечательных людей», который основан ныне покойным Владимиром Ишутиным. Почти все предыдущие томики – также о тех, кого с нами уже нет.

Только хорошее о Н.В.
Книга представляет собой сборник исключительно позитивных воспоминаний широкого круга людей – от друга детства до Геннадия Зюганова, от сельского старосты из Камешковского района до иностранцев. Редактором выступил Юрий Павлов. Цена книги – 300 рублей. Такой дайджест нельзя считать объективной картиной, но, тем не менее, ценность он представляет. Насколько свободно или «штампованно» высказываются авторы? Какие именно черты они выделяют у Виноградова?

Кто почтил присутствием?
Само представление книги интересно было тем, кто на него явится из знаковых фигур. В Белом доме, в бизнесе, в иных структурах и сейчас остались люди, которые многим обязаны Николаю Владимировичу. Сочли ли они возможным прийти?

В зале областной библиотеки оставалось всего несколько свободных мест. В аудитории превалировали «бывшие» – подчинённые Николая Владимировича в администрации, партийные сподвижники из 90‑х, отработавшие свои сроки члены Совфеда Евгений Ильюшкин и Александр Синягин, прошлый «газовый король» Сергей Филиппов. Из интеллектуальной элиты присутствовал Фёдор Цанн-Кай-си. Появились и «пограничники» – члены Общественной палаты Андрей Тихонов и Татьяна Сидорова, назначенные ещё Виноградовым и перешедшие Орловой по наследству. Митрополит Евлогий прислал протоиерея Георгия Горбачука.

Светлана Юрьевна не посетила собрание, т.к. была в Москве на заседании Госсовета, но направила своего зама Михаила Колкова. С точки зрения этикета, верный шаг. Если копнуть глубже, то прослеживался сарказм. Орлова ведь разогнала большую часть команды прежнего руководителя региона. Поэтому поздравление с признанием заслуг прошлого губернатора выглядело данью уважения по форме, но не по содержанию.

Приезд именно Колкова был как нельзя кстати, потому что он лично знаком с Виноградовым еще с 1995 года. Михаил Юрьевич работал в аппарате бюджетного комитета Совфеда, а Виноградов входил в состав комитета, будучи членом верхней палаты федерального парламента.

При тебе о тебе вспоминают
Презентация была построена так, что к микрофону один за другим подходили соавторы книги и делились впечатлениями от Виноградова. Их было много, поэтому всё вышло затянуто и, я бы даже сказал, однообразно.

В это время тот, о ком рассказывали, сидел на первом ряду. Мне бы на месте Николая Владимировича было бы не по себе от такого: слышать что-то о себе в прошедшем времени. Заунывную атмосферу разбавляли песни в исполнении Елены Молодцовой и ансамбля «Родные напевы». Общения самого Виноградова с зрителями не было, поэтому действо походило на поминки. Это ощущение пропадало, когда бывший губернатор вставал с места, чтобы обняться с очередным выступившим. И под конец, когда к нему потянулись за автографом.

Несколько оживили обстановку Синягин с Паутовым. Они не приемлют того, что сегодня часто говорят о плохом состоянии области при Виноградове. Не называя имён, получили нелестные оценки «варяги» разных мастей. Апологетика была столь сильна, что Виктор Паутов назвал возведённые с 1997 по 2013 годы здания и фабрики памятниками Николаю Владимировичу.

Имя эпохи
Без сомнения, Виноградов – крупнейшая фигура в новейшей истории Владимирской области, имя-эпоха. Как к нему ни относись, но продержаться на посту 16 лет надо уметь. В этом ему не откажешь.

Меня сложно заподозрить в симпатиях к экс-губернатору. В 2012 – 2013 годах я открыто выступал на телевидении, на сайтах и в газетах с критикой в его адрес.

Для меня Виноградов – это не персонаж из «телеящика», а человек, с которым я часто пересекался по партийной работе. Я не в восторге от того, что он делал с региональной КПРФ. Результаты очевидны. Даже с Виноградовым во главе списка, организация получила на прошлогодних выборах в Заксобрание мизерные 13,5%.

Тем не менее, я ему благодарен. Он вместе с Синягиным сделал всё, чтобы я покинул ряды Компартии. Такой поворот событий стал стимулом для меня искать новые возможности. В итоге я погрузился в политическую аналитику, научную работу, стал выступать в прессе, на ТВ, делиться с людьми своими мыслями, без оглядки на чьё-либо мнение. Это было бы невозможными, если бы я остался в КПРФ. Там бы вечно приходилось изображать, что «всё хорошо» и «все хорошие». Виноградов подтолкнул меня к тому, чтобы стать свободной личностью.

Спасибо Вам, Николай Владимирович!

Back to top button