Сентябрь 1989-го: «Спешим из разных уголков города, чтобы поставить галочку в тетради очередников…»
Сегодня у нас на очереди – газеты за сентябрь 1989 года. Пролистав их, можно легко уловить настроения, витавшие тогда в обществе . Одна из примет времени – дефицит, и ему в нашем очередном обзоре архивной прессы будут посвящены сразу два материала. Первый – про огромную очередь за мебелью, второй – про проверку во Владимирском универмаге, в результате которой выяснилось, что дефицит зачастую усугубляют сами торговые работники.
Кроме того, мы решили опубликовать заметку о вывесках с ошибками и статью о том, как четверть века назад общественный транспорт переводили бескассовое обслуживание.
«Как «поймать» мебель?», письмо в газету «Призыв» от жителей Владимира, опубликовано 1 сентября 1989 года.
Пишут вам жители города Владимира, которые являются членами стихийно создавшейся очереди на мебельные гарнитуры. Зная, что магазин №60 «Мебель» не берет на себя ведение очереди, мы вынуждены были создать таковую и постоянно контролировать ее соблюдение.
Начиная с осени 1988 г., сначала раз в месяц, теперь – раз в неделю в любую погоду, при любых обстоятельствах мы спешим из разных уголков города, чтобы поставить галочку в тетради очередников, дабы не быть вычеркнутыми из списка.
Понятно, что мебель сегодня уже не роскошь, а необходимость: больше стали сдавать жилья, растут семьи. Мы – люди терпеливые, тем более не в силах более доказывать работникам горисполкома, горторга и магазина, что это все-таки должно быть заботой отнюдь не покупателей.
8 августа должны были отметиться только на спальные гарнитуры более 700 человек, на кухню – более 2000 человек, на жилую комнату – более 1000 человек. По вторникам у магазина собираются огромные толпы. А в это время в пустом магазине пребывают равнодушные работники прилавка и также равнодушно смотрят на это столпотворение.
Вопрос первый: Почему работники магазина не могут взять на себя ведение очередности, как это сделано в магазине при мебельной фабрике?
Ежеквартально приходит в магазин тульская мебель (она более подходит для нашей маленькой квартиры), а никаких сведений о поставках покупатель не имеет. Выходит, надо сторожить три месяца! Кому это выгодно? Ведь кто-то знает о приобретении мебели и мгновенно оказывается в магазине, приобретая ее вне всякой очереди и без страданий.
Вопрос второй: Почему нельзя в магазине на специальном стенде сообщить количество поступающей мебели, день ее реализации?
Вопрос третий: Кто же поможет людям? Как помочь людям?
Чтобы подискутировать на эту тему, приглашаем пообщаться с очередниками ответственных работников из горисполкома, директора торга.
«Не в ладах с орфографией», заметка Ю.Воронова, опубликована в газете «Призыв» 15 сентября 1989 года.
Приглашаю читателей на грамматическую прогулку по улицам города. Из плаката в магазине «Продукты» у «1001 мелочи» вы узнаете, что растительное масло способствует выведению из организма холестериТа, а не холестерина. В овощном на площади 30-летия Победы вам предложат грейпфруКты, вместо грейпфрутов.
Идем дальше по проспекту Ленина и узнаем, что слово «воскресенье» пишется с удвоенным «с». А люди, оформлявшие киоск неподалеку от кинотеатра «Художественный», где продают газированную воду, опустили почему-то в название одно «н». На улице Гагарина – то же самое. Чувствуется одна рука.
Еще хуже обстоит дело с иностранными языками. На витрине магазина у гостинцы «Владимир» латинскими буквами выведено приглашение, соответствующее нашему «Добро пожаловать». Но если это по-английски, надо заменить вторую букву, а если по-немецки – еще две добавить. Одним словом, грамотность вывесок в городе даже на двойку не тянет. Нельзя доверять оформление тем, кто не в ладах с орфографией.
«Бескассовое обслуживание», заметка в газете «Призыв» от 28 сентября 1989 года, автор – начальник планово-экономического отдела троллейбусного управления Г.Демьяненко.
Троллейбусное управление и пассажирское автотранспортное предприятие №1 согласно решению исполкома городского Совета от 09.01.89 г. №5/1 осуществляет подготовку к переходу на метод бескассового обслуживания пассажиров, т.е. оплату проезда на троллейбусах и автобусах только путем компостирования талонов и приобретения проездных билетов. Этот метод предполагается внедрить с 1 ноября с.г.
Существующая проблема оплаты за проезд имеет ряд недостатков: требуется разменная монета, содержание штата инкассаторов, имеется возможность оторвать билет без оплаты.
В настоящее время метод внедрен почти во всех городах Украины и прибалтийских республик, Белоруссии и во многих городах РСФСР.
К продаже абонементных талонов и проездных билетов привлечены в г.Владимире сторонние организации, такие как магазины горпромторга, киоски «Союзпечати», сберегательные кассы, отдельные магазины райпищеторгов, учебные заведения. Работа в направлении расширения пунктов продажи билетной продукции продолжается. Это позволит без каких-либо затруднений приобретать талоны и проездные.
«Дефицит в условиях торговли…», статья в газете «Призыв», опубликована 28 сентября 1989 года, автор Е.Скляров.
Не успела еще просохнуть типографская краска в номере с предыдущим выпуском «Владимирской страницы», как в редакции раздались звонки. Читатели бурно негодовали по поводу интервью директора Владимирского универмага В.Д. Бородиной «Торговля в условиях дефицита», которое было опубликовано №218 от 22.09.89, и ехидно цитировали строчки ответа директора на первый вопрос: «Пройдите по секциям: сейчас дефицит буквально на все – нет ни ковров, ни изделий из золота… Я уже не говорю о стиральном порошке и мыле…»(…)
Но что же возмутило читателей? А возмутил тот самый дефицит, к обострению которого, как выяснилось, приложили руки и работники универмага.
В самый канун выхода в свет номера, где печаталось интервью директора, в универмаг пришла группа рабочего контроля, действующая под эгидой облсовпрофа.
Убедившись, что прилавки секций и отделов не блещут выбором товара, что, например, в секции «Ювелирные изделия» на витрине нет ни одного золотого украшения и покупатели со скучающим видом проходят мимо, рабочие контролеры отправились в подсобки и склады, потребовали вскрыть сейф, где хранят предметы из благородного металла. В сейфе оказались серьги с камнем и без, кольца, подвески и другие золотые украшения на 52 тысячи рублей. Поступил этот товар в магазин десять дней назад. Тут же и серебро на полторы тысячи.
В секции «Парфюмерия» под прилавком оказался широкий выбор одеколона, дешевый огуречный лосьон по 60 копеек, 4 коробки (100 штук в каждой) туши для ресниц.
А уж на складе чего только нет: одеколон под интимным названием «Тет-а-тет», шампунь «Фиалка», «Лимонная», «Фа», крем для рук, набор «Лига», лак для волос, даже 140 кусков дешевого глицеринового мыла… Оказались здесь почему-то (склад парфюмерный!) импортные сумки по 40 рублей, махровая ткань, импортные махровые шарфики и даже школьные тетрадки…
С любопытством разглядывали рабочие контролеры на складе импортные косметические наборы, предназначенные вроде бы для работников Кольчугинского завода имени С.Орджоникидзе, которому универмаг помогает осуществлять обмен продукцией с Афганистаном. Любопытство контролеров объяснялось тем, что эти наборы они видели у двух сомнительных торговцев, таинственно приоткрывающих «дипломаты» в зале под лестницей.
Справедливости ради надо сказать, что В.Д. Бородина на момент проверки находилась в отпуске, ее обязанности исполняла заместитель по коммерческой части Н.А. Еремеева. Последняя и другие работники проявили завидную активность, выдвигая различные причины и объяснения торговых заначек. Золото, дескать, для молодоженов на основании письма №5 – 11/104 от 8.06.89 областного управления торговли, а шампуни с лосьонами и одеколонами все тем же кольчугинцам и для «лоточной торговли», признаков которой контролеры почему-то не заметили. Здесь еще предстоит отделить зерна от плевел. Но уже сейчас ясно, что, например, желание авторов письма увешать молодоженов серьгами с подвесками никак не вяжется ни с правилами торговли, ни со здравым смыслом, ни с законом. На молодоженов только обручальные кольца можно «списать». (…)
Заместитель директора Н.А. Еремеева вместе с представителем областного управления торговли отправилась на следующий день к секретарю облсовпрофа Л.П. Милову, вооружившись приведенными выше «аргументами» и даже номером нашей газеты с текстом интервью (в качестве боевого знамени что ли?) Ваш корреспондент, как лицо заинтересованное, предпринял попытку участвовать в этой встрече, но ему было отказано под предлогом, что, мол, это «личный прием по рабочему вопросу». (…)
Вот такие «пироги»… из-под прилавка, вот такая гласность… у закрытых дверей. А интервью… что ж, оно дало читателям и газетчикам возможность лишний раз убедиться, насколько объективна преобладающая в прессе информация о работе торговли.