Владимир богат на храмы, посвященные Успению Богородицы. Кроме кафедрального Успенского собора и Успенского собора Княгинина монастыря во Владимире есть еще одна Успенская церковь, построенная в первой половине XVII века. Чтобы не путать с другими Успенскими храмами, ее называют также Богородице-Успенской или просто Богородицкой.
Расположена церковь так, что незнающий не сразу найдет: она как бы скрыта за зданием института искусств и художественного образования Владимирского госуниверситета по ул.Большой Московской, 106. Для того, чтобы полюбоваться древним, красивым храмом с очень богатой историей, надо обогнуть дом 106 со стороны входа в институт. Церковь Успения Богородицы хорошо видна с Вокзальной площади, но только когда нет листьев на деревьях: в последние годы летом ее почти не видно и с вокзала за пышной городской растительностью.
А история церкви Успения Богородицы прямо-таки «многослойная». Построена она была в 1649 году как посадский храм. Известны даже имена основных «спонсоров»: «тщанием и трудами Владимирцев гостиной сотни Патрикея, Андрея, Григорья Денисовых детей Родионова с своими племянники, да володимерцев посадских людей Василия Обросимова сына Хмылова, Семиона сына Сомова в вечные блага».
Историки полагают, что «гостиная сотня» – это были разбогатевшие ремесленники и торговцы. Непревзойденный знаток древней истории архитектуры Николай Воронин высоко оценивал вкусы заказчиков и мастерство зодчих Успенской церкви. У нее высокие пропорции и пять луковичных куполов. Раньше церковь хорошо было видно даже с Клязьмы.
Храм сразу был возведен вместе с трапезной и колокольней. Реставрация, проведенная Александром Столетовым в XX веке, открыла первоначально созданные ярусы кокошников, которые были одно время частично скрыты металлической кровлей. А эти кокошники придают храму особенно нарядный вид. Очень украшают церковь и крыльца, выходящие на север и юг.
Знатоки также отмечают талант зодчего, проявившийся в дизайне колокольни. Шатровая колокольня выглядит очень изысканно, и ее размеры находятся в удачной пропорции к основному объему храма.
При церкви еще в XVII веке возник небольшой Богородицкий женский монастырь. Однако он был в 1725 году упразднен, полтора десятка оставшихся монахинь переселены в Успенский Княгинин монастырь.
В середине XVIII века в крупных городах России стали создаваться духовные семинарии. Владимирский епископ Платон (Петрункевич), основатель владимирской семинарии, решил использовать для размещения нового учебного заведения и расселения учащихся деревянные постройки бывшего монастыря при церкви Успения Богородицы.
И с 1754 года Церковь успения Богородицы стала домовым храмом Владимирской духовной семинарии. Собственно, здание университета и Центральных офицерских курсов, за которым стоит церковь, — это и было здание семинарии, построенное в XIX веке.
Так что в Успенской церкви молилось немало знаменитостей, воспитанных в семинарии. Как, например, Михаил Михайлович Сперанский, выдающийся юрист и государственный деятель. А также довольно многочисленные святые новомученики, павшие жертвами политических репрессий в советское время.
Церковь была действующей примерно до 1928 года. Тогда сняли купола и храм закрыли.
К моменту церковного возрождения 90‑х годов задние церкви принадлежало Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику, использовалось под хранилище фондов.
Судьба храма вновь изменилась в силу целого ряда исторических коллизий! В начале 90‑х годов возродились общины не только Московского патриархата, но и православных старообрядцев. Во Владимире вновь появилась старообрядческая община. С убедительными ссылками на архивные документы, староверы попросили вернуть им Троицкую красную церковь у Золотых ворот. Это старообрядцы так называемой Белокриницкой иерархии, у которых есть священники во главе с митрополитом Московским и всея Руси. Их предки в начале XX века и построили Троицкую красную церковь прямо перед Золотыми воротами, когда в 1905 году прекратились гонения на старообрядцев.
Конечно, руководству музея-заповедника во главе с Алисой Ивановной Аксеновой не хотелось расставаться с привлекательной для туристов экспозицией стекла, мстерской шкатулки и вышивки в Красной церкви. И был достигнут компромисс — старообрядческая община согласилась принять от музея храм Успения Богородицы.
С точки зрения правил постройки церковь старообрядцев устроила: храм был воздвигнут по старинным канонам, еще при царе Михаиле Федоровиче, до никонианских реформ, которые и вызвали Раскол в Русской православной церкви.
В 1995 году храм освятил митрополит Русской православной старообрядческой церкви Алимпий.
Однако с точки зрения выгодности места расположения и говорить не о чем: сравните, где Красная церковь, и где Успенская. Не говоря уже об исторических традициях. Старообрядцы пытались поднимать вопрос о возвращении своей Троицкой церкви. Даже на уровне областных властей во время визита во Владимир митрополита Андриана в 2004 году.
Но пока старообрядческим остается храм Успения Богородицы. Община продолжает его реставрацию, несмотря на явную скудость средств. В 2013 году были обновлены купола. Но требуется отделка всего здания.