На прошлой неделе в московском арт-хостеле «Фабрика» завершилась выставка владимирского уличного художника Сергея Сотова. Напомним, что его работы, вывешенные на заборах, и раньше привлекали внимание владимирцев и гостей города, однако после скандала с картиной, подаренной оппозиционеру Навальному, творчество дворника-идеалиста получило массовую известность.
Впрочем, как объяснил один из кураторов столичной выставки Алек Петук, история с «кражей» не стала основополагающей при организации мероприятия:
- Конечно, скандал подогрел интерес к творчеству художника – о нем узнала вся страна, но и до этой истории к Сотову был интерес среди художников Петербуга и Москвы. Его творчество популяризировали, в частности, Антон Николаев и Григорий Ющенко. Например, у Григория вышла статья «Гражданская оборона» в специализированном журнале «Диалог искусств» (мартовский номер 2014 г.), которая, в том числе, освещала и творчество Сотова.
Фото предоставлено куратором выставки Александром Вилкиным
Ющенко, определяя творчество Сотова как «аутсайдерское уличное искусство», пишет: «Именно неосуществимость лозунгов художника, ее полная несовместимость с современной действительностью, жизнью и бытом позволяет рассматривать его работы не как однобокие лозунги, а как искусство, посвященное тоске по недостижимому идеалу, искусство несбыточной мечты. Антиконсьюмеризм Сергея Сотова, в отличие от лозунгов молодых стрит-артистов «трафаретчиков», цитирующих модных и продаваемых писателей Чака Паланика и Дугласа Коупленда, подлинный, и Сотов доказывает это в первую очередь штучной, нестандартной работой и приверженностью совершенно парадоксальным предрассудкам и идеям…»
Как рассказал ПроВладимиру Алек Петук, ему и сокуратору выставки Александру Вилкину удалось выстроить интересную экспозицию из работ Сотова, в которой использовались как оригиналы, так и копии картин. На вернисаж пришло порядка трехсот человек, и в последующие дни с творчеством художника мог ознакомиться любой желающий.
Сам художник, по словам Алека, реагирует на внимание к своему творчеству «вполне объективной радостью». И даже собирался приехать в столицу, но…
«Нам очень хотелось, чтобы Сергей Николаевич побывал на первой своей персональной выставке в Москве, более того, у нас было запланировано интервью с редактором журнала «Афиша» Феликсом Сандаловым, но в последний момент художник вышел на связь и, сославшись на боли в ноге, попросил отложить поездку».
Фото предоставлено куратором выставки Александром Вилкиным
В итоге после мероприятия кураторы выставки лично отвезли работы владимирскому художнику. Но не все – как оказалось, четыре картины были приобретены для личных коллекций. А одна даже улетела в Калифорнию. Правда, сколько стоило «аутсайдерское уличное искусство» нам выяснить не удалось. Но, как сообщил Алек, деньги он при встрече передал художнику.
Можно ли говорить о феномене Сотова? Он долгие годы был уличным, «заборным» творцом (сумасшедшим, по мнению многих), а теперь у него состоялась персональная выставка в Москве. На этот вопрос Алек Петук ответил так:
«Выставка в Москве – очередная веха в карьере художника, который работает уже сорок лет как. Я думаю, он и дальше будет продолжать свой творческий путь – его ждут новые работы и выставки. Если под феноменом вы имеете в виду какое-то необычное явление, то тут как раз все обычно. По поводу сумасшедшего – художник имеет довольно внятную художественную и гражданскую позицию, что сейчас редкость, а сумасшедшими мне кажутся как раз те самые упомянутые вами «многие» – взгляните хотя бы на массовую культуру…»