В минувшие выходные мы прогулялись по маршруту будущей Лыбедской магистрали – посмотрели, как идут работы, а заодно поговорили с местным населением о том, какая судьба ожидает их в связи со «стройкой века».
Жители улицы Задний Боровок ныне пребывают в полном недоумении. Информация о строительстве дороги муссируется уже давно и все это время людям никакой конкретики не говорили, оставляя только для размышления общие наметки и планы. Теперь, когда процесс работ по возведению магистрали запущен и экскаваторы стоят прямо перед домами, власть сообщила о будущем расселении весьма смутную и неоднозначную информацию.
По словам местных жителей, часть домов будут расселять инвесторы, а часть выкупит город – чтобы снести. Кто такие «инвесторы» и что они будут делать на предоставленной земле, пока неясно. Также неизвестно, что в этом случае получат люди за свое пусть и ветхое, но единственное жилье.
Что касается денежной компенсации за жилища от города, то суммы, названные независимыми оценщиками, повергли людей в панику. В среднем – от одного до полутора миллионов за постройку и примерно по четыреста тысяч за землю. Нужно учесть, что в некоторых домах проживает несколько семей, значит, деньги придется разделить на всех.
В пресс-службе горадминистрации нам пояснили официальную позицию властей. По словам начальника отдела взаимодействия со СМИ Александра Потемкина, земельные участки изымаются в пользу развития города, а именно – строительства магистрали. Администрация оценку земель и строений не производила и ответственности за этот процесс не несет. Согласно федеральному законодательству, землю оценивает приглашенная независимая оценочная компания. Ее вердикт является официальным заключением, исходя из которого каждому собственнику было сделано предложение.
Но собственники уверены, что за предложенные деньги они себе другое жилье позволить не смогут. «Вон, возле «Красного креста» есть под землей теплотрасса, там бомжи собираются, и нам, наверное, к ним присоединиться придется», – говорит один из жителей Боровка, и непонятно, сколько в его словах иронии.
История с переселением обходила местных уже несколько раз. В 1975 году здесь проводили теплотрассу, и еще тогда озвучивалась идея расселить людей по цивильным квартирам. Но в итоге расселили только два дома, которые стояли прямо на пути прокладки линии, а остальным сказали «потом». «Потом» наступило в 1982 году, когда закрывали в землю Лыбедь. Но и тогда городские власти не посчитали нужным улучшить жилищные условия людей. Только один крайний дом, находившийся в совсем ветхом состоянии, снесли, а его жильцам дали квартиры.
Раньше жителям улицы сообщалось, что к новому году вопрос с их жилищами будет решен. Теперь сроки перенесли на март 2015-го. По маршруту прокладки магистрали есть еще несколько улиц. Сколько проблем еще вскроется в процессе строительства большой дороги, можно только предполагать.