Декабрь 1914-го: «Заменить немецкие продукты и машины изделиями отечественного происхождения»
Сегодня, когда с экранов ТВ и со страниц газет нам рассказывают про плюсы импортозамещения, интересно будет узнать, что век назад в России была похожая ситуация. Термин «импортозамещение» тогда, правда, не использовали, но суть от этого не менялась. Из-за войны с Германией страдала местная мануфактурная промышленность, зависимая от немецких химических и машино-строительных фабрик, и шли разговоры о том, что нужно заменить немецкие продукты и машины изделиями отечественного производства. Читайте об этом в нашем очередном обзоре архивной прессы.
Также сегодня мы публикуем телеграмму со словами благодарности императрицы Марии Федоровны по поводу устройства лазарета во Владимире и информацию о благотворительном сборе семьям ушедших на войну. Объявление, кстати, подписано губернатором Владимиром Крейтоном, возглавлявшим губернию вплоть до революции.
«Благодарность Её Императорского Величества», опубликована в газете «Владимирские губернские ведомости» 5 декабря 1914 года.
Председателем владимирского окружного суда получена от председателя главного управления Российского общества Красного Креста гофмейстера Ильина телеграмма следующего содержания:
«Государыня Императрица Мария Федоровна, Августейшая покровительница Российского Красного Креста, Всемилостливейше повелела от всей души благодарить Именем Ее Величества Ваше Превосходительство и всех лиц, упомянутых в Вашей телеграмме, за выраженные чувства и за устройство лазарета. Гофмейстер Ильин.»
Означенная телеграмма последовала в ответ на телеграмму, посланную 20-го ноября председателем окружного суда г. председателю главного управления Российского Общества Красного Креста, следующего содержания:
«Сего числа, в знаменательный день пятидесятилетия существования судебных учреждений, владимирским комитетом Российского Общества Красного Креста, учрежденным чинами судебного ведомства владимирского окружного суда, открыт лазарет на 15-ть кроватей для раненых воинов. Вознеся горячие молитвы Всевышнему о благоденствии всей Царской Семьи, все члены местного комитета и собиравшиеся чины владимирского окружного суда почтительно просят Ваше Превосходительство повергнуть к стопам Августейшей Покровительницы Марии Федоровны воодушевляющие их чувства беспредельной преданности и выразить всегдашнюю их готовность приложить все свои силы к облегчению страданий раненых воинов, которые по велению своего Державного Вождя отстаивают честь и славу Государства Российского».
«Местная хроника», опубликована 5 декабря 1914 года в газете «Владимирские губернские ведомости».
От Владимирского Губернского Отделения Высочайше учрежденного под Августейшим Её Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны покровительством Комитета Её Императорского Высочества Великой Княгини Елисаветы Федоровны по оказанию благотворительной помощи семьям лиц, призванных на войну.
Наступает холодное время. Казенный паек семьям призванных в действующую армию поддерживает их существование, но уделить из него что-либо на приобретение теплой одежды не представляется возможным, других же источников, за уходом на войну работников, многие из этих семейств не имеют. Отделение, решив прийти на помощь снабжением нуждающихся, и главным образом детей, необходимой теплой одеждой, обращается с просьбой пожертвовать деньгами и излишним, хотя бы поношенным, платьем, которое будет выдаваться по удостоверению нужды попечительствами. На пожертвованные деньги будет исправляться старое и заготовляться новое платье. Всякая жертва, как бы она мала не была, будет принята с благодарностью.
Пожертвования принимаются:
1). Деньгами в Канцелярии Губернатора в присутственные часы.
2). Вещами — Екатериной Васильевной Снопко — Большая улица, дом Тарасова.
Председатель Отделения,
Губернатор,
Двора го Императорского Величества
Камергер Крейтон.
«Национализация мануфактурной промышленности», статья в газете «Владимирские губернские ведомости», опубликована 12 декабря 1914 года.
Как известно, военные действия повели к сокращению размеров производства русской мануфактурной промышленности. Старая, давным давно установившаяся зависимость нашей мануфактурной промышленности от германских химических, а частью от германских машино-строительных фабрик, снабжавших все русские промышленные районы, дала себя знать. В некоторых, даже наиболее крупных предприятиях, Московской и Владимирской губернии, пришлось значительно сократить производство путем уменьшения числа рабочих, или же числа рабочих дней в неделю.
Пред мануфактурными фабрикантами стала задача: – или на все время войны отказаться от работы в прежнем и полном объеме, или же заменить необходимые в производстве немецкие продукты и машины изделиями отечественного происхождения. Здравый смысл и коммерческий расчет, самый лучший стимул промышленной деятельности, подсказывают, что правилен последний путь. Теперь газеты сообщают, что крупная группа ситценабивных фабрикантов Московского района готовит решительный удар по немецкой химической промышленности. Инициаторы группы на днях устроили в Москве, совместно со ста пятидесятью фабрикантами центрального района, особое совещание об организации паевого товарищества с капиталом в 10 миллионов рублей для выработки всех химических продуктов, потребных в мануфактурной промышленности, – красок и фармацевтических препаратов. По сообщению газет, почва для этого грандиозного предприятия, которое должно освободить Московскую мануфактуру от гегемонии Германии, настолько назрела, что около половины потребных для организации предприятия капиталов уже оказалось расписанными среди наиболее известных московских промышленников. Отличительной чертой этого нового нарождающегося предприятия служит его кооперативный характер, – все пайщики явятся заинтересованными в производстве лицами.
Может быть у некоторых скептиков невольно возникнет вопрос, – а где же москвичи возьмут все сырье, необходимое для выделки красок, потребных русской мануфактурой? Где? Конечно, в России. Она так велика и богата, что все то, что нужно мануфактурной промышленности в виде разных красок, мы с избытком найдем в ее недрах. То, что до сих пор везли к нам немцы, не было, строго говоря, исключительным даром германской породы, было лишь монополией германских промышленников, бравших с нас за эту монополию крупные барыши и дивиденды. Не так давно в одной из газет приводились данные стоимости немецких химических красок. Приводились, прямо, поражающие цифры. Немцы за свою монополию брали с нас до 500% барыша. Естественно, что развитие нами для нужд мануфактурной индустрии собственной химической промышленности, в первую очередь, должно привести к понижению цены на мануфактурный товар.
Мануфактурная промышленность создана, главным образом, для широких слоев русского населения, ее основной потребитель — русский земледелец. Примеру сельского хозяйства, ставшего уже на путь освобождения от германского экономического ига, следует, таким образом, и наша мануфактурная промышленность.