В первые дни наступившего года ПроВладимир пообщался с нашим земляком, оперным певцом, лауреатом международных и всероссийских конкурсов Никитой Филаретовым.
- Никита, мы с вами говорим практически в начале года. Какими вы видите музыкальные перспективы региона в 2015-ом?
- 2015 год – это 100-летие со дня рождения великого русского композитора Г.В. Свиридова, 175 лет со дня рождения П.И. Чайковского и 100-летие со дня смерти С.И. Танеева, нашего земляка.
Уже много лет во Владимире на сцене областной филармонии проходит Танеевский фестиваль. Приятно, что память композитора увековечена ещё и в названии детской музыкальной школы №1, которую я сам когда-то закончил по классу фортепиано.
Конечно, объединить в один фестиваль три имени невозможно по причине их разноплановости. Надеюсь, будут какие-то мероприятия, связанные с этими датами, потому что мне хочется поучаствовать в них. В мой репертуар входят оперные арии и камерная музыка этих композиторов. Для меня Георгий Васильевич Свиридов ближе всего по духу, наполненности музыки, философии, духовности. Когда-нибудь во Владимире я спою концерт его памяти, хотя эта музыка малоизвестная и редко исполняется.
- Так вышло, что уроженцы Владимирщины, которых знает страна и мир, обрели известность, когда уже покинули пределы региона. Вы поехали получать высшее музыкальное образование в столицу. Как вы полагаете, чтобы в наше время состояться в сфере культуре, Москва – это обязательный пункт программы? Мысли остаться навсегда в первопрестольной были?
- Да, во Владимире пока мало создано условий для получения качественного высшего музыкального образования. В Москве больше возможностей, больше перспектив. Столица богата прославленными театрами, оркестрами, где можно получить достойную работу. Безусловно, чтобы состояться в сфере культуры на высшем уровне, надо получать образование и первоначальный опыт в Москве.
Загадывать не буду… Никто из нас не знает, где окажется, где придётся жить. Постоянную работу хотелось бы иметь в Москве, а Владимир посещать ради выступлений, сольных концертов. Полностью отречься от владимирской сцены не хотелось бы.
- Музыкальным событием 2014 года стало принятие гимна Владимирской области. Вернее первоначально он был представлен ещё в 2013-ом, затем стихи были переписаны. В чём вы, как профессионал, видите плюсы и минусы этого произведения?
- Гениальность музыки состоит в следующем: если автор слов и композитор имеют талант, то они сразу напишут музыкальное творение. И оно будет принято на ура.
Я считаю, что гимн – это самое торжественное, что может быть в нашей жизни. И он должен нести в себе огромный патриотизм, любовь к Родине. Понятно, что таких гимнов, как в СССР и нынешней Российской Федерации, больше не будет. Когда Сергея Михалкова ругали за написанный гимн, он отвечал: «Ради Бога, пусть плохой. Но слушать вы его будете стоя…».
Я думаю, что нам нужно стремиться по музыкальной форме, уровню музыки именно к этим величайшим гимнам, созданным нашими композиторами и поэтами.
Конечно же, сопровождением гимна должен быть симфонический оркестр, а не бедная по звучанию «минусовка». И всегда на больших областных мероприятиях в сопровождении должен быть именно симфонический оркестр. А так, я совершенно нейтрально отношусь к принятому гимну Владимирской области и доверяю мнению губернатора.
- Светлана Орлова заявила, что будет работать над созданием во Владимире оперного театра. Насколько реалистичными вы считаете такие планы? Будет ли на оперу такой спрос, чтобы театр держался не только на государственных дотациях? Есть ли во Владимире необходимое количество оперных певцов и певиц или потребности придётся восполнять за счёт приглашённых звёзд?
- Очень рад, что такая идея появилась. Надеюсь, оперный театр будет построен в самое ближайшее время. Это поднимет общекультурный уровень региона. Я думаю, эта идея реальна в плане исполнения. Областной театр драмы отлично подходит как площадка для оперных постановок.
На оперу будет спрос, но не сразу. Такая музыка вечна и бессмертна. Для начала надо поставить очень популярную оперу. Например, «Евгений Онегин», «Пиковая дама». Кстати, это очень вписывается в 175-летие со дня рождения Чайковского, автора данных произведений. На них зритель пойдёт, потому что хорошо знает сюжет.
Во Владимире есть оперные певцы, но, конечно, их недостаточно. Мой замечательный педагог (во Владимирском музыкальном колледже им. А.П. Бородина) Ольга Лопухова – прекрасное сопрано, подходит под главные партии в операх и будет украшать любую постановку.
Надеюсь, и я буду участвовать. Будет очень приятно петь в оперном театре на моей родной Владимирской земле. Потребность в приглашённых певцах будет. Из владимирских исполнителей труппу для целой оперы пока не найдёшь.
Очень хотелось бы, чтобы постановки этих опер были не испорченными, красивыми, приближёнными к той эпохе, где происходили действия.
- Ну и последний аккорд. Возможно, неожиданный вопрос. Когда заходит речь о том, что такое классика, то в последнее время начинается разноголосица. Бетховен, Бах, Моцарт, Чайковский – понятное дело. Свиридов, Шостакович – возникают споры. Хотя некоторые к классике готовы отнести даже эстраду XX века. А как вы полагаете, где проходит граница между классикой и не классикой?
- Свиридов, Шостакович не классика? Я в недоумении, если так кто-то считает. Это величайшие композиторы, которые создали огромную плеяду музыкальных образов, которые вошли на века в музыкальную культуру всего мира!
Эстрада XX века занимает особое место в моей жизни и репертуаре. Это очень достойная музыка, которая исполнялась многими оперными певцами – Муслимом Магомаевым, Юрием Гуляевым и т.д.
Эстрадная песня XX спустя много лет станет именно классикой жанра. Огромный вклад в становление классической эстрадной песни внесла Александра Николаевна Пахмутова, которая написала огромное количество гениальных песен на стихи Николая Николаевича Добронравова.
Классика – это такой жанр искусства, где представлены традиционные и классические образы, эмоции нашей жизни. Именно это и отличает классику от не классики, по моему мнению.