На днях в далеком Бруклине были подведены итоги «6‑го Независимого международного интернет-фестиваля авторского кино». Россию представлял и наш город, а если говорить конкретно, то владимирская Студия «Первый фильм», созданная осенью 2014 года сценаристом и режиссером Сергеем Миляевым на базе независимой киностудии «Таркус-Фильм».
Из 200 с лишним киноработ жюри выделило короткометражный фильм «Метафизика» 20-летних владимирских режиссеров Юлии Митиной и Яны Фиткевич. Короткометражка стала одним из лауреатов фестиваля в жанре «игровое кино». А откровенный монолог владимирца из цикла «Истории русской жизни» Сергея Миляева – лауреатом в жанре «телевизионный репортаж».
Об этом мы и решили поговорить с художественным руководителем Студии «Первый фильм».
- Сергей, студия создана во Владимире совсем недавно, когда же ваши ученицы успели снять фильм, который стал лауреатом?
- Дело в том, что Юля и Яна, будучи студентками профильной кафедры, уже имели некоторый опыт телесъемок, что намного облегчило процесс. Во второй половине октября снималась «Метафизика», в кафе «Дэйли» на Большой Московской. Сроки конкретно этого фестиваля нас, конечно, поджимали, да и технические возможности оставляли желать лучшего, но благодаря совместным усилиям наши девушки достаточно быстро сняли и смонтировали 10-минутную короткометражку. Думаю, для дебюта получилось на твердую «четверку», иначе бы мы даже не вышли в финал, жюри фестиваля достаточно придирчивое. Особенно хочу отметить самоотверженную работу наших самодеятельных актеров – все четверо снимались в кино впервые, но довольно удачно справились со своими кинодебютами.
- И где можно посмотреть «Метафизику»?
- В интернете, где же еще! Сейчас все можно посмотреть в интернете. В этом «сетевом» формате фестиваль в Нью-Йорке и был задуман нашими бывшими соотечественниками-режиссерами, прошу не путать его с Каннским фестивалем или Берлинским (смеется)…
- Значит ли это, что теперь во Владимире все желающие смогут снимать игровое кино и побеждать на международных конкурсах?
- Студийцы «Первого фильма» – точно смогут. А всем остальным желающим надо бы для начала походить на наши полугодовые курсы. У нас хоть и короткая «обязательная программа», но обучение азам игрового и документального кино проходит весьма насыщенно. Сценарное мастерство, основы режиссуры и монтажа, работа с актерами – все это мы проходим на наших занятиях, сначала – теория, потом – практика. И возрастных ограничений у нас нет – самым младшим в группе 15 и 16 лет, самой старшей – около 50. И все у нас равны, как и положено в настоящем творческом процессе.
- Как связан Владимир с кино- видео- и телепроизводством фильмов? Кто в городе занимается этим искусством, не беря в расчет ТВ-каналы?
- Никто не занимается – кроме двух небольших студий. Не знаю, как вторая, но наша студия не получает никакой поддержки, мы существует за свой счет. Лет десять назад еще была возможность что-то интересное снимать на ТВЦ-Владимир, например, документальные телефильмы, молодежные программы, включая развлекательные, даже музыкальные клипы. Потом все телеканалы города выкупили большие политические люди, и теперь в городском эфире в основном постные, неинтересные новости и прогноз погоды с рекламой мебели или норковых шуб.
В других областных центрах картина несколько иная, там даже есть свои бюджетные киношколы и кинофестивали, но, как говорится, «города (как и времена) не выбирают, в них живут и умирают». И давайте говорить честно: Владимир никогда не был массово «продвинутым», на всю голову смелым творческим городом. Ментальность, знаете ли, это не только привычка лежать на печи и ждать ковра-самолета или золотую рыбку. Самые бойкие и талантливые уезжают в Москву или Питер, а здесь по-настоящему творческих, упорных людей по пальцам можно пересчитать. Кругом – или непробиваемые чиновники, или так называемые «равнодушные». Посмотрите свежие фильмы наших признанных режиссеров – «Дурак» Юрия Быкова и «Левиафан» Андрея Звягинцева, там как раз об этом.
- Что можно и нужно сделать для развития любительского кино? И нужно ли оно нам во Владимире?
- Еще как нужно! В городе триста пятьдесят тысяч населения, и у нас достаточно много талантливой молодежи. Только молодежь эта очень быстро сдувается, потому что сталкивается не с одной, а с целым рядом «трудностей» и препонов. С любительским кино – самая грустная, наверно, ситуация, потому что это достаточно дорогое удовольствие. Можно снять короткометражку или клип и на мобильный телефон, конечно, но сами понимаете, что это будет за качество. Оплата занятий в студии «Первый фильм» чисто символическая, но этих денег не хватает даже на то, чтобы за год-два накопить на самую дешевую цифровую кинокамеру. Поэтому на днях я буду вынужден брать большой кредит в банке, чтобы к весне мы вышли на нормальный технический уровень и… снова отправили на российские и международные фестивали наши свежие киноработы. Пока же в основном мы вынуждены арендовать оборудование для каких-то серьезных проектов. Это не столько дорого, сколько очень хлопотно и непродуктивно.
Тем не менее, творческий процесс идет, идей и планов у нас хватает, только вот нет пока на горизонте ни одного владимирского богача, которому интересно кино как жанр. И когда такие продюсеры во Владимире появятся – неизвестно. Не модно у нас вкладывать частные капиталы в культуру, не модно. А писать письма в Белый и Оранжевый дома мне уже, честно сказать, надоело. На все мои письма приходят стандартные отписки: «бюджеты сверстаны на два года вперед, денег нет и не будет»… Последний, кстати, официальный отказ касался документального фильма «Суздальский Сокол», который мы с оператором Игорем Ганьковым снимали почти год. Об участнике двух войн, летчике-ветеране из Суздаля, интересном и веселом человеке 89 лет отроду. Думаю, это показательно и одновременно ужасно – даже ветераны нашим чиновникам не интересны, что уж тут говорить о наших «метафизиках». Так что, как бы кто не хаял «совок», я хорошо помню, что в СССР были профсоюзы, а при них в каждом областном центре так называемые клубы-лаборатории кинолюбителей. Закупались камеры, пленка, монтажные столы, люди снимали свои любительские фильмы на профсоюзные деньги и были счастливы. Сейчас все это уже из области фантастики. Приплыли, как говорится.
- Как настроены те ребята и девчата, кто пришел заниматься в Студию «Первый фильм»? Что думают, хотят, могут?
- Общий настрой творческий и продуктивный, глаза блестят почти у всех. Мы же кроме теории смотрим еще и много киноклассики, о некоторых фильмах и культовых режиссерах многие студийцы слышат впервые в жизни. А что может быть прекрасней – узнавать что-то новое, интересное, высокохудожественное, смотреть фильмы, которые, увы, никогда не показывают по телеку и в «Киномаксе». Учимся писать сценарии, делать раскадровки, чувствовать актера в кадре, свет, цвет, звук. Понятно, что «начитанность» и «насмотренность» у всех разная, но и характеры, темпераменты – все это тоже индивидуально.
Отсев, конечно, происходит. Уходят те, кто не может раз и навсегда «заболеть кино», или те, кто считает, что лучше потратить месячный взнос за обучение на клуб с коктейлями и диджеем. Вполне нормальный процесс, во ВГИКе тоже далеко не все дотягивают до первых киноэтюдов, не говоря о первой короткометражке. Снимать кино, даже любительское – тяжелый коллективный труд, а это выдерживают далеко не все. Тем не менее, костяк группы сложился удачно, приходят и новые люди, некоторые из них вливаются в творческие процессы довольно быстро. Так что всем желающим записаться в студию «Первый фильм» говорю «добро пожаловать», особенно в актерскую группу. Пусть пишут мне на странице группы ВКонтакте, там указаны все наши координаты.