Февраль 1940-го: «Открывается пассажирское сообщение Ямская слобода – химзавод..»
В феврале 1940-го года владимирская газета «Призыв» сообщала, что городе появился еще один автобусный маршрут. Автобусные перевозки к тому времени существовали во Владимире почти пять лет, теперь же транспорт соединил Ямскую слободу (район Студеной горы) и Химзавод. Это важное событие мы включили в очередной обзор прессы 75-летней давности.
Также читайте сегодня материал об истории городских кинотеатров, статью о том, как вспоминали владимирцы дореволюционную жизнь и письма читателей — про дефицит товаров народного потребления и халатное отношение руководства музея к историческим памятникам.
Объявление в газете «Призыв», опубликовано 1 февраля 1940 года.
Владимирская контора «Авторазгрузжелдор» с 1 февраля открывает регулярное пассажирское сообщение по городу Владимиру между пунктами: Ямская слобода — химзавод, с остановками для обмена пассажиров: гараж ДЭУ, ОЗПО, Золотые ворота, Госбанк, Вокзальный спуск, сельскохозяйственный техникум, поликлиника, «Автоприбор» и остановка по требованию пассажиров на повороте к фабрике «Пионер».
Пассажирская линия первое время будет обслуживаться двумя автобусами ЗИС-16.
Движение автобусов будет производиться с 7 часов до 21 часа. Плата за проезд устанавливается 40 коп., независимо от расстояния.
Спустя 4 дня в «Призыве» появилась заметка, в которой говорилось: «За первый день автобусным сообщением воспользовалось 1.044 ч., за второй — 2.083 чел.»
Письма в газету, опубликованы в газете «Призыв» 9 февраля 1940 года.
В здание залетает снег
Руководителя музея халатно относятся к охране исторических и художественных памятников. Примером этого служат следующие факты.
Не отапливаются комнаты картинной галереи (красное и белое здание). Температура там достигает до 12 градусов ниже нуля. Не говоря уже о том, что в этом холоде неприятно быть посетителям музея, возникает угроза порчи картин, имеющих громадную художественную и историческую ценность.
В здание Успенского собора залетает снег. Он покрывает не только пол, но и стенную фресковую живопись. Между тем, здесь хранится ценнейшая картина Васнецова.
Чрезвычайно затянулась реставрация Дмитриевского собора. Реставрацию нужно было давно закончить.
Студенты исторического факультета
Московского государственного университета
А.Голубев, Г.Ганцкий.
Нет предметов широкого потребления.
В наших магазинах часто отсутствуют такие предметы ширпотреба, – как тазы, ведра, веники, щетки и т.п. Я, например, больше полгода хожу в железно-скобяной магазин, хочу купить умывальник, щетку но там даже не знают, когда будут в продаже эти предметы.
То же самое и в посудном магазине — трудно купить глубокую тарелку, чашку, чайник.
Руководители торгующих организаций должны проявить больше заботы о запросах покупателя.
Лепина.
«Осматривая музейные экспонаты…», статья в газете «Призыв», опубликована 14 февраля 1940 года. Автор — В. Язвиков.
Часто местный краеведческий музей посещают экскурсии домохозяек. Особенно много их было в дни избирательной кампании. Осматривая экспонаты, они часто завязывают друг с другом оживленный разговор, вспоминая тяжелую, забитую жизнь трудящихся при царизме.
60-летняя домохозяйка Евдокия Ивановна Кудрякова, например, рассказала о «порядках», существовавших до революции в Лемешках.
- Земский начальник Куроедов, – говорит она, – такой строгий был, что его как огня боялись. Кто не поклонится с ним — сейчас шапку сорвет и под арест. И мою мать этот самодур посадил на сутки.
Прасковья Ивановна Дмитриева, 72 лет, посвятила нас в такой факт:
- Я помню, – сказала она, – в какой нищете жили бедняки нашего села Цыбеева, Суздальского района. Самовара своего не было у крестьян, печь по-черному топили, а пол в избе земляной был.
Домохозяйки с любопытством рассматривают в музее «мощи» – наглый поповский обман. Многие из домохозяек давно убедились в сущности религиозных сказок и навсегда порвали с религией.
Экскурсанты с горечью говорят о выборах в прошлом. Они вспоминают, как местные богачи-воротилы Андреевы, Кирьяновы, Муравкины, Петровские и другие подпаивали избирателей города, чтобы на выборах получить больше голосов.
Повседневная забота партии, правительства и лично товарища Сталина о гражданах нашей великой страны вливает новые силы и энергию в домохозяев.
Они горячо сердечно благодарят советское правительство, большевистскую партию и великого Сталина за счастье и радость жизни.
«Дореволюционное кино в городе», статья в газете «Призыв», опубликована 14 февраля 1940 года — к 20-летию советского кинематографа. Автор — Б.Григорьев.
Осенью 1908 года на страницах газеты «Старый Владимирец» появилось объявление:
«Театр «Модерн» по Большой улице, близ Золотых ворот, в специально выстроенном вновь для театра доме А.Ф.Шмырова. Театр освещен электричеством собственной электростанции».
Владельцем первого кинотеатра был содержатель ссудной кассы купец А.Ф. Шмыров, разбогатевший от процентных операций денежными ссудами под заклад вещей.
Кинотеатр города, называемый горожанами «Модерной», занимал небольшое помещение на 50 – 60 человек, опасное в пожарном отношении. До начала сеанса в крохотном фойе зрителя развлекало электрическое пианино, игравшее несколько вальсиков.
«Ежедневно разнообразный репертуар, все последние новинки, получаемые непосредственно из-за границы» – кричала реклама. Фильмы выписывались от фирмы братьев Патэ во Франции, были короткими, в сеанс их демонстрировалось несколько.
Вот она из программ кинокартин, демонстрировавшихся осенью 1908 года: «Путешествие по Швейцарии». «Источник юности» (большая феерическая картина в 10 отделениях). «Неудачное получение с почты» (комическая). «Приключение с каретой». «Волшебная роза» (в красках с балетом). «Крушение поезда в Германии с человеческими жертвами».
Зритель до слез хохотал над выходками толстяка Понсона, потешался над злоключениями незадачливого Глупышкина, о голову которого жена разбивала тарелки. И только… Были картины с похождениями Пинкертона и сыщика мисс Хольмас. Эти картины разлагающие действовали на воображение молодежи.
Вскоре с «Модерном» стал конкурировать другой частный кинотеатр «Фурор». По своей архитектуре и внутренней отделке он получил название «Ампир».
После Октябрьской революции расширенный и вновь переоборудованный «Ампир» превратился в «Художественный» кинотеатр, где демонстрируются замечательные высоко-художественные советские фильмы. Кроме этого кинотеатры, киноустановки есть сейчас во многих рабочих клубах города, школах и т.д.