Владимир остался без парков
Ситуация с зелеными насаждениями в г. Владимире просто «аховая». К такому выводу пришли общественные активисты, которые 27 февраля приняли участие в слушаниях на тему «Правовая охрана зеленых насаждений в городах». Мероприятие было организовано Общественной палатой Владимирской области. Заслуженные архитекторы, депутаты, экологи, представители общественных организаций пытались выяснить, почему наш город, который раньше по праву называли «изумрудом Золотого кольца», сегодня превращается в «пустыню».
Лучше синица в руках… чем новая парковка
«Экологическая ситуация в г. Владимире требует вмешательства экспертов и общественности», – так объяснила причину проведения общественных слушаний председатель комиссии по экологии, природопользованию, охране окружающей среды, земельной и аграрной политике областной Общественной палаты Галина Есякова. Не нужно быть экспертом, чтобы заметить, что застройка на территории города ведется за счет зеленых насаждений. Все, что цветет и пахнет, сметается – остается только асфальт и бетон. Этому явлению Галина Есякова быстро поставила диагноз: «Сегодня к зеленым насаждениям относятся, как к чужеродному телу». Телу, от которого городские власти, да и некоторые жители ничтоже сумняшеся избавляются.
Другие участники общественных слушаний также не стеснялись в выражениях. Ветеран градостроительства области Евгений Бирюков назвал состояние с озелененными территориями общего пользования во Владимире «неблагополучной», и все из-за «потребительского отношения к зеленым территориям». Директор «Владимиргражданпроекта» Николай Волков заклеймил экологическую ситуацию в городе как «аховую», а затем и вовсе заявил:
- На сегодняшний момент положение не просто плохое, а, на мой взгляд, даже безвыходное. Если тренд не изменится, мы навсегда потеряем возможность отдыха.
Цифры, которые на слушаниях привели архитекторы и экологи, говорят сами за себя. По СНИПам, на одного владимирца должно приходиться не менее 16 кв.м. зеленых территорий, из них лишь 5 кв.м. – это территория лесопарков и городских лесов, а остальные 11 кв.м. должны обеспечивать настоящие парки и скверы в теле города. Согласно генплану, во Владимире всего 358 га озелененных территорий общего пользования: 257 га занимает лесопарк «Дружба» (5 кв.м. на одного владимирца) и 101 га – все остальное (2,9 кв.м. на человека). Таким образом, из положенных 16 кв.м. зелени на одного горожанина приходится лишь 7,9 кв.м., и то с большой натяжкой, а если быть совсем честными, то всего 2,9 кв.м. – 18,1% от нормы. До идеала в городе не хватает 283 гектара зеленых насаждений.
Ситуация кажется еще более удручающей, если учесть, что полноценных парков и скверов во Владимире практически не осталось. Из 40 скверов 30 занимают площадь менее половины гектара (что не соответствует норме). Парки городского значения должны занимать территорию не менее 15 га, однако даже парк 850-летия, по данным Николая Волкова, располагается лишь на 13 га, т.е. является «большим сквером». А поскольку Загородный парк и парк «Дружба» являются лесопарковыми зонами, стало быть, в полном смысле городских парков во Владимире не осталось.
К чему это приводит, владимирцы могли увидеть этой зимой. Выступивший на слушаниях член Общественной палаты, отец Георгий Горбачук заметил, что за всю зиму он не увидел «ни одной синички, ни одного воробья, ни одного снегиря». «Такое впечатление, что что-то произошло», – считает представитель церкви. Мысль Горбачука предельно ясна: чтобы не угробить наш город, лучше иметь синицу в руках, чем строить новые парковки. К сожалению, городским властям подобные «духовные скрепы» чужды.
Компенсации не производится
Архитекторы г. Владимира сравнили генпланы развития города за последние полвека и выяснили, что если в советское время экологии уделялось большое значение, то сейчас ничего подобного нет.
- В советских генпланах была градостроительная идея, в них было заложено много территорий под озеленение. В последних генпланах эта идеология выхолащивается, искореняется. Нет никакой последовательности и преемственности, а все территории, которые раньше отводились под озеленение, застраиваются, – сообщил председатель правления областного отделения «Союза архитекторов России» Владимир Пичугин.
Например, если в 60 – 90‑е годы генпланами предусматривался «зеленый диаметр» вокруг города и «зеленые диагонали» внутри него (хотя бы по ул. Мира), то сегодня почти все эти территории либо уже застроены, либо планируются под застройку. Ушел в небытие проект организации парка возле р. Содышка, парк у Дворца детского и юношеского творчества тоже в ближайшем будущем может исчезнуть, по частям застраиваются Козий парк и парк «Дружба», в парке 850-летия г. Владимира, по слухам, планируется возведение второго ледового комплекса, а на Студеной горе вместо вида на пойму Клязьмы владимирцы вскоре будут лицезреть гостиницу «Хилтон» и т.д. Все это происходит за счет зеленых насаждений. А множество мелких вырубок (под парковки или кафе) никто уже и не считает.
Говорить о том, что мэрия г. Владимира не знает о проблеме, не приходится. Именно управление капитального строительства администрации города раздает земли под застройку направо и налево, а местная комиссия по охране зеленых насаждений и градостроительный совет этому практически никак не противодействуют. Неугодные лица оттуда вычищаются со скоростью топора.
- На градостроительном совете все 15 архитекторов высказались против строительства гостиницы «Хилтон». Через неделю было принято решение о ликвидации состава совета, – поделился Владимир Пичугин.
Другой общественник – Надежда Обловацкая – 2 года защищала деревья в комиссии по охране зеленых насаждений. Ее за принципиальную позицию тоже «ушли». По словам Надежды Обловацкой, последние 15 лет в городе намеренно уничтожались все зеленые насаждения, и это неслучайно. «Люди, которым мешает дерево, имеют заболевание души», – уверена она.
От лица «душевнобольной» администрации выступил главный эколог г. Владимира Сергей Сухопаров. Он дополнил общую картину: оказывается, «компенсационных высадок как таковых не существует». Если в прошлом году в бюджет города поступило 14,2 млн рублей в качестве компенсации экологического ущерба (в основном, нанесенного строительством Лыбедской магистрали), то на посадку новых деревьев было направлено всего 800 тысяч рублей.
Референдум или полиция?
Чтобы изменить ситуацию, общественники выдвинули массу предложений. Владимир Пичугин считает, что одновременно с выборами во Владимире можно провести референдум – нужны ли горожанам зеленые насаждения или нет. Надежда Обловацкая предложила создать из числа владимирцев «зеленую полицию». Сергей Сухопаров считает необходимым организовать экофонд. Заведующая лабораторией устойчивого развития владимирского филиала РАНХиГС Александра Авдонина уверена, что нужны «небольшие зеленые зоны с платным входом». Николай Волков предложил уже в этом году разработать схему зеленых территорий и озеленения г. Владимира и утвердить ее на горсовете.
Единственное, в чем были уверены все участники общественных слушаний: на уровне области необходимо разработать и принять закон «Об охране зеленых насаждений». В его создании может принять участие и общественность (желание уже изъявили активисты рабочей группы «Зеленый Владимир» Владимирского общественного собрания). Пока же, дабы не потерять еще сохранившиеся городские оазисы, необходима широкая общественная и информационная кампания в их защиту. Но этот вопрос – к самим владимирцам. Если нам дорог наш город, если нам небезразлично, в каком городе будут жить наши дети, то каждый из нас присоединится к этому движению. Если же нет, то «обезжизнивание» Владимира продолжится, и вскоре от наших любимых городских пейзажей, кроме как каменных джунглей, ничего не останется.